< Картина Жака Луи Давида «Слезы Андромахи»

Грустное Andantino Фортепианного концерта № 9 отражается печальным эхом в картине Жака Луи Давида (1748—1825) «Слезы Андромахи».

ВЕЧНАЯ СЛАВА

Однако еще при жизни Моцарта и в последующее время композиторы высоко ценили его музыку.

Гайдн говорил: «Моцарт был величайшим из композиторов, которых я когда-нибудь знал». Бетховен так восхищался некоторыми фортепианными концертами Моцарта, что написал специальные каденции для них как дань личного уважения. В более поздние годы такие разные по темпераменту и музыкальному стилю композиторы как П.И. Чайковский, Р. Штраус и И.Ф. Стравинский восхищались музыкой Моцарта, а в наши дни эта высокая оценка разделяется всеми.

Моцарт сочетал в своем творчестве огромный драматизм, страстность, нежность, радость и печаль с безупречным мастерством, опиравшимся на классические традиции. В некоторых позднейших работах его мастерство доведено до совершенства, особенно в использовании гармонии.

Предыдущия страница

ВЕЛИКОЛЕПИЕ КЛАССИКИ
Картина художника Раймундо де Мадрацо и Гаретта

«Дама, играющая на фортепиано» — картина художника Раймундо де Мадрацо и Гаретта (1841—1920). Богатство красок этой картины сравнимо со смелостью музыкальных идей Концерта № 9.

ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ № 9 МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР, К271

Этот концерт по форме и стилю, богатству идей знаменует собой большой шаг вперед в творческом развитии Моцарта.

Начальные такты первой части Allegro новы и неожиданны. Вместо привычно продолжительного вступления, исполняемого всем оркестром, почти тотчас же вступает соло фортепиано. Похожее на фанфары заявление оркестра и ответная музыкальная фраза фортепиано вводят первую тему данной части. После продолжительного оркестрового пассажа скрипки представляют новую лирическую тему, которая быстро расцветает в еще более восхитительную мелодию. Веселой короткой фразе, исполняемой струнными инструментами, вторят гобои и валторны, затем вновь вступает фортепиано с трелью. Затем фортепиано и оркестр повторяют всю вступительную часть.


На начало страницы

"ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"

Последняя опера Моцарта — одно из самых удивительных произведений в оперном репертуаре. Она содержит некоторые из наиболее вдохновенных и многоплановых партий для голоса, когда-либо написанных самим Моцартом или другими великими композиторами.

Опера «Волшебная флейта»

На современном издании оперы «Волшебная флейта» изображен Тамино, играющий на флейте, чтобы укротить диких зверей — в данном случае, человекоподобных обезьян. На трех храмах, изображенных сзади, надписи: «разум», «мудрость», «природа».

Премьера оперы состоялась в Вене в сентябре 1791 года.

Герой оперы — молодой принц Тамино, Его теноровая ария «Dies Bildnis ist bezaubernd schon» («Этот волшебно прекрасный образ»), он восхваляет прекрасную Памину.

Комический персонаж Папагено — птицелов. Папагено представляет себя беспечной и веселой арией «Der Vogelfanger bin ich ja» («Я птицелов»).

Серьезная сторона оперы воплощена в образе верховного", жреца Зарастро. Его молитва обращенная к египетским. божествам Исиде и Осирису, а также ария «In diesen heil 'gen Hallen» («В стенах этого священного храма»).

Его враг — колдунья Царица Ночи. Ее призыв к мщению «Der holle Rache kocht in meinem Herzen» («Священная месть кипит в моем сердце») является чрезвычайно трудной для исполнения.