Телеман жил во время великих перемен в немецкой музыке, и его обширное наследие стало переходным этапом от музыки позднего барокко кмузыке классицизма.

Телеман

Георг Телеман, хорошо чувствуя конъюнктуру, сочинял для огромного количества заказчиков, и в тоже время он создал себе такую репутацию, какой не было и у его друга Иоганна Себастьяна Баха.

Между 1720 и 1740 годами — от назначения Телемана музыкальным директором Гамбургской оперы и до того момента, когда он оставил сочинение музыки, — имя композитора не сходило с уст немецких меломанов. Едва ли хоть неделя проходила без того, чтобы Телеман не сочинил новой пьесы или не опубликовал новой партитуры. Его современника Баха превозносили за духовные произведения, особенно за великолепную органную музыку, которая звучала в крупнейших соборах по всей стране. Музыка самого Телемана звучала повсюду: в церквях, тавернах, клубах, и публика очень любила его.



КОРОТКО О Г.Ф. ТЕЛЕМАНЕ

1701: начало творческого пути;
1716: переложил на музыку текст «Страстей Брокеса»;
1721: сочиняет комическую оперу «Терпеливый Сократ»;
1728: первое исполнение «Страстей по Луке»;
1732: сочиняет «12 фантазий для клавесина»;
1733: издает Застольные сюиты;
1734: издает первый сборник из 48 песен, озаглавленный «Упражнения в пении, игре и генерал-басе»;
1755: опубликована оратория «Смерть Иисуса» — первое произведение Телемана со времени отказа от профессионального сочинения музыки.

КЛАССИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ

«Бах! Уже давно одна твоя великолепная игра на органе принесла тебе благородный титул «Великий».
Телеман в своем стихотворении 1751 года, восхваляющем Баха.
«Телеман мог написать восьмиголосный мотет быстрее, чем письмо».
Гендель, 1751 год.

На начало страницы

ОТ БАРОККО К КЛАССИЦИЗМУ
Музыкальная коллегия

Музыкальная коллегия, репетирующая в Йене около 1740 года. Ансамбли, подобные этому, — часто они состояли из студентов университетов — были популярны в Германии 18 столетия. Один из таких ансамблей Телеман основал в Лейпциге.

Свой творческий путь Телеман начал в 1701 году, в возрасте 20 лет, композитором церковной музыки в Лейпциге, куда он приехал для изучения права. Но вместо того чтобы исполнять свои произведения лишь для благочестивых прихожан, Телеман исполнял их по всему городу так часто, как только мог.

Он не видел ничего дурного в том, чтобы духовная музыка исполнялась в концертных залах и театрах. Телеман любил драматизм библейских преданий и считал, что ничто не мешает применять их элементы в более популярных жанрах, например в опере. Он неустанно разрушал барьеры между светской и церковной музыкой. Его постановка «Страстей Брокеса» состоялась в церкви, однако каждый слушатель в качестве входного билета должен был купить экземпляр текста.

Телеман также любил веселье итальянской и французской галантной музыки и часто вплетал её живые ритмы во многие свои сочинения.

Городская церковь

На этом рисунке 1800 года работы Иоганна Маркуса Давида изображены городская церковь и главная рыночная площадь Гамбурга. Прожив в этом городе 46 лет. Телеман написал здесь немало духовной и светской музыки.