searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

«Русская игрушка – русская душа»

Опубликована: 11.04.17.

5 апреля в лицее прошла конкурсная познавательная  программа с участием шестых классов, посвященная истории русской игрушки. Шестиклассники погрузились в мир удивительно разнообразный, в котором  рядом  живут миф и реальность, прошлое и настоящее, в котором отражены общественный уклад,  быт, нравы, окружающая природа, обычаи русского народа, достижения ремесла и художественного творчества.

 

 

И хотя в рамках предмета «Изобразительное искусство» они знакомились с отдельными художественными промыслами, производящими игрушки, но  в ходе подготовки к этой программе  узнали для себя много нового и интересного. Узнали  о том, что игрушки появились в глубокой древности, когда русские поклонялись языческим богам. И  создавались они не забавы ради – а были участниками древних обрядов. Нужного бога из дерева, из глины мог сделать любой взрослый член семьи. Считалось, что поклонение этим божествам приносило  благополучие  и хороший урожай. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль, оберегали людей от всякого зла. Игрушками же они стали, когда на смену языческой вере пришла христианская религия: фигурки языческих богов люди из страха перед церковью  стали  выдавать  за  детские игрушки. Появились игрушечных дела мастера, производством игрушек стали  заниматься  семьи,  целые деревни и села, возникли крупные промысловые центры.  Но еще очень долго  народная  игрушка сохраняла следы  древнего культового назначения, предпочтительными сюжетами  были образы коней и птиц,  фигурки домашних животных и женщин. И кукла  в языческие времена тоже  выполняла магическую роль, служила оберегом, участвовала в обрядах и праздниках.

Участники программы узнали еще одну тайну – почему у тряпичной куклы на лице не рисовали глаз, носа, губ. Дело в то, что изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи, и тогда она стала бы  сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортило бы характер куклы, но и оставило его таким навсегда. 

Очень важен  был материал, из которого делали игрушку, его свойства и особенности. Игрушки обычно мастерили из всего того,  что было под рукой, что давала человеку природа: это были лоскутки ткани, солома, лыко, веревки, трава, мох, еловые шишки.

А теперь несколько слов о конкурсах.

В рамках творческого домашнего задания конкурсной программы «История русской  игрушки» была представлена (с использованием видеоматериалов и танцевальных номеров) глиняная, деревянная игрушка, а также соломенная и  тряпичная кукла. Как лучший в этом конкурсе был отмечен 6 А класс (классный руководитель М.В. Никулина).

6 Б класс (классный руководитель И.В. Трубилова)  отличился своими  художественно-оформительскими талантами: он представил замечательную выставку соломенной игрушки, стал победителем  в конкурсе на лучшую куклу-свертку, которую  мастерицы, соревнуясь с  девочками из других классов, сделали прямо в ходе конкурса, их газета   была признана самой красочной.

Достаточно сложным был конкурс  знатоков истории  игрушки. Ребятам пришлось немало потрудиться, чтобы ответить на 30 вопросов. При этом шестиклассникам потребовалось знание художественных особенностей и традиционных сюжетов изделий художественных промыслов, производящих игрушки, знание назначения и особенностей  соломенных  и тряпичных кукол.

Абсолютным победителем  конкурсной программы стал 6 Г класс (классный руководитель И. В. Белькова). Поздравляем!

Творчество и знания  ребят оценивало жюри в составе: Библиотекарь - Н.М. Чуркина, преподаватель  по предмету «Изобразительное искусство» – Н.И. Чернышова, учащиеся Иван Ткачук 9 В и Илья Савинов 8 А. 

В качестве ведущих и чтецов выступили  ученицы 7 Б класса: Ксения Пойманова, Елизавета  Лунёнок, Регина Лоунова и Надежда Усманова, в качестве звукооператора -  ученик  7 А Елизар Гарбовский. Спасибо им!

По окончании программы мы попросили участников высказать свое мнение о программе. Мнение  Даши Петровой,  Макара Курьянова,  Насти Перминовой  - было единодушным:

 

  • программа была полезна, потому что  узнали много нового и интересного,
  • было замечательно в ходе подготовки пройти через процесс коллективного творчества,
  • мы смогли продемонстрировать свои таланты и способности
  • с удовольствием примем участие  в подобной программе  в следующий раз!

 

Автор и ведущая программы Т.М. Лесничева


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?