searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Актуально


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

Стажировочная площадка завершила работу

Опубликована: 30.01.20.

25 января пилотные школы города провели стажировочную площадку «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС СОО».

 

 

Замысел педагогического события состоял в транслировании опыта по вопросу организации образовательных сред старшей школы, особенность которой сегодня – направленность на школу возраста, новые эффективные формы, содержание актуальное требованиям современного общества.

Площадку в лицее «Инновационная модель старшей школы. Построение образовательной среды для нового ОБРАЗования старшеклассника» посетили 35 педагогов, членов административного состава школ города и 12 учителей коллектива лицея.

Принимая во внимание то, что особенностью уклада старшей школы является партнерский тип отношений между всеми участниками образования, а создание условий для принятия учащимися ответственной позиции – один из принципов организации образовательного пространства «новой» старшей школы, был определен формат для проведения стажировки – лаборатория «Фаза запуска старшей школы», погружение в тот момент, когда начинаются размышления старшеклассника о себе и своем месте в мире, у него появляются собственные задачи, перспективы, инструменты их достижения.

Для комфортной и последовательной работы стажерам было предложено использовать РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ, которая включает две части: РАБОЧИЙ РАЗДЕЛ - организующий инструмент деятельности, и ДНЕВНИК ПРОФИЛЯ - инструмент старшеклассника для построения карты перспектив, сопровождения всех фаз образовательного цикла в старшей школе (запуск, деятельность, образовательная сессия, рефлексия).

Вход в стажировочное пространство «Проектирование образовательной среды в условиях перехода на ФГОС СОО» провела Кулешова Ю.М., директор лицея, которая расставила акценты на особенностях «новой» старшей школы, совместно с аудиторией были сформулированы четыре ключевых понятия, определяющих суть проектирования среды образования старшеклассников: индивидуализация, самоопределение, профильное обучение, индивидуальная образовательная программа.

Для знакомства со структурой и содержанием Основной образовательной программы среднего общего образования было организовано пространство педагогического «Гайд-парка», в котором заместители директора представили три раздела ООП СОО МБОУ «Лицей №2»: в логико-смысловые карты были заложены провозглашаемые лицеем идеи принципов отбора содержания и его компоновки в ключевой документ «новой» старшей школы.

У каждого стенда малые группы стажеров работали в течение нескольких минут, «снимали» информацию, изучали, обсуждали, делали записи, формулировали вопросы, ответы на которые получили на «выходе» из парка от менеджеров, сопровождающих каждое из направлений. По наблюдениям оказалось, что больше всего вопросов было задано в отношении структурирования профильного учебного плана, индивидуального плана, организации внеурочной деятельности старшеклассников, способов оценки образовательных результатов. Работа в методическом поле стажировки завершилась рефлексией: педагогам предложили определить свое место на дереве «понимания структуры, содержания и компоновки ООП СОО». Выявлены позиции, которые характеризуют понимание того, что и как надо делать; желание присвоить новое; стадию осмысления сути происходящего. Конечно, не обошлось без растерянности, напряжения и, даже, острого неприятия. Такие результаты поспособствовали созданию дополнительной мотивации деятельности во второй части площадки в рамках лаборатории.

Остальные 4 часа стажеры работали, примеряя на себя роли старшеклассников. Для начала - написали мотивационное письмо, технология работы с которым, тоже вызвала много вопросов, суждений, одобрений и критики: «Нужная деятельность для тех, кто хочет образовываться в стенах школы далее», «Письмо писать надо, но это дополнительная нагрузка для ребенка и классного руководителя», «Мотивационное письмо нужно. Но где гарантия, что оно написано осознанно, с постановкой реальных целей и выстраивания собственных перспектив?». Пришли к выводу, что эффекты этой деятельности можно увидеть только тогда, когда выпускник состоится как молодой специалист, а вот результативность станет очевидной в условиях грамотной, четко структурированной работы педагогов, будущих выпускников и их родителей.

Дальше началось самое увлекательное: «проживание» недели «фазы» запуска старшей школы, которая, в понимании педагогов лицея, является значимой, поскольку именно на входе старшеклассник должен четко расставить приоритеты, обозначить противоречия между собственной готовностью и активной потребностью действовать. Это то место, где формируется индивидуальная образовательная программа – личная образовательная история.

В День первый «Правила игры» решалась задача по выявлению общих правил «соБЫТИЯ» в старшей школе: какое ОБРАЗование я буду строить? Как работать с дневником профиля? Какие диагностики пройти для того, чтобы удачно самоопределиться? Что особенного в учебных планах старшей школы? Как построить индивидуальный учебный план? Какие локальные акты будут регламентировать мою деятельность? Со стажерами детально разобрали час по работе с индивидуальными учебными планами по профилям. Уточняли вопросы: каков максимальный объем твоей учебной нагрузки в неделю? Какие учебные предметы являются обязательными для твоего профиля? Какие учебные предметы являются необязательными для изучения? Какие учебные курсы, разработанные педагогами по запросам учащихся, являются обязательными для изучения в данном профиле? Какими другими видами учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности может быть дополнено твое образование? «День» завершили «брифингом» с учителями старшей школы.

День второй – «О профиле в понятиях» - значимый и, в некоторой степени, решающий для обучающихся. Стажеры – «старшеклассники» посетили предметные блиц-лекции в рамках своих профилей: в течение 15 минут учителя-лекторы представляли содержание профильных учебных предметов с использованием максимального числа ключевых категорий и понятий, показывая их интеграцию, степень глубины изучения наук: Филичева И.В., Харина Н.П., Кондратенко Ж.А. «Технологический профиль», Семенова В.Н. – «Естественнонаучный», Петрова Е.М. и обучающиеся 10 класса работали для гуманитарного профиля. В итоге предлагалось составить «понятийную» карту для того, чтобы осмыслить содержательный компонент образовательной программы и рабочих программ учебных предметов. Почему для реальных старшеклассников этот день решающий? Приходит понимание того, готов ли ты освоить содержание профиля, какие трудности могут возникнуть. После чего, возможно, придется принять иное решение в определении профиля.

День третий провели в режиме «образовательного погружения». Коллеги работали на профильных «уроках», в рамках которых учителя лицея продемонстрировали образовательные технологии, организационные формы, которые отличают «новую» старшую школу. Петрова Е.М., учитель истории и обществознания, предложила «гуманитариям» решать кейсы. Елена Михайловна давала пояснения в отношении того, чем отличается кейс-технология в старшей школе, какие типы кейсов наиболее подходят для условий юношеского возраста, какие образовательные результаты очевидны, какие трудности возможны в ходе проведения кейс-уроков. Филичева И.В., учитель физики, делилась опытом организации модульно-рейтингового обучения в технологическом профиле. Отметила, что система весьма трудоемкая для педагога-разработчика, но при условии соблюдения принципов ее применения, она становится удобным и понятным навигатором для обучающихся в освоении учебного содержания любого предмета. Семенова В.Н. и старшеклассники демонстрировали технологию «перевернутый класс», когда для изучения теории дома стажеры - «старшеклассники» смотрели видеолекцию, подготовленную лицеистами, а в качестве практической работы на уроке выполняли опыты из серии «Вездесущий кислород».

Выбор внеурочной деятельности – День четвертый. Стажеров пригласили в пространство, предоставляющее ресурсы для комплектования индивидуальной образовательной программы практиками, пробами, курсами внеурочной деятельности, конкурсами и олимпиадами. Избыточность выбора, по нашему мнению, гарантирует уникальность образовательному маршруту.

«Бродилка» с возможностью перемещаться по территории в удобном для себя режиме задумана для активного общения, включения в деятельность: чем больше проб участник совершает, тем крупнее «набор» для навигации удается собрать. На территории НТИ (наука, творчество, интересы) были представлены следующие площадки:

  • «Корпорация». Курсы внеурочной деятельности. Архипова Т.Ю., Наталевич А.Н., Пивинская Н.В., Михайлов В.М.
  • Олимпиадно-конкурсное движение. Решение демо-версий заданий. Антонова Е.А.
  • «Навигатор ресурсов». Проектно-исследовательская деятельность. Белошапкина А.И.
  • «Прокачай гибкие навыки!» Испытания Мета – SKILLS. Михайлова Е.К., Конева В.Ю., Шагина Е.В., Пинаева Е.П., Семенова М.В., Шестакова Е.В., Крылова Е.В.
  • «В сети». Ресурсы сети СО РАН, вузов. Харина Н.П.
  • «Профессиональные пробы», Потыкина Т.А.

Практики выбора завершились. Пятый – сборочный и шестой – презентационный дни отработали в группах «профильные классы». Для компоновки индивидуальной образовательной программы стажерам была предложена схема А.Воронцова, согласно которой заполняются пять разделов, с детализацией индивидуальных целей и результатов. По итогам презентации высказаны мнения о том, что данная схема не совсем удобна, местами требует уточнения и адаптирования под условия определенной образовательной организации.

В ходе рефлексии по завершении стажировочного дня у «свободного» микрофона высказались как директора и завучи школ, так и педагогические работники. И нам показалось это особенно ценным, поскольку «кирпичиками» в строительстве «новой старшей школы» являются практики, формы, технологии, методы работы со старшеклассниками, реализуемые именно учителями, в то время как фундамент составляют замыслы и стратегические управленческие решения.

Проведение рефлексии «Мое место на дереве «понимания структуры, содержания и компоновки ООП СОО»» показало, что позиции неприятия, полного непонимания сути вопроса участниками больше не представлены. Стало больше стажеров, которые заинтересовались практиками лицея в отношении старшей школы, готовых к сотрудничеству в решении проблемы построения образовательной среды в условиях ФГОС.

Материал подготовлен: Кучменко Н.А., зам. директора по УВР


Комментарии: