Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
С 7 по 10 сентября 2020 г. в Базовой школе Российской академии наук МБОУ «Лицей № 2» г. Братска состоялось ежегодное образовательное событие для учащихся 10-х классов «Запуск профильной школы», включавшее в себя 4 дня напряженной, плодотворной работы.
В первый день, получивший название «Правила игры», директор Кулешова Юлия Михайловна и заместитель директора Харина Наталья Павловна познакомили лицеистов с Основной образовательной программой среднего общего образования, локальными нормативными актами, регулирующими обучение в профильной школе, с «Дневником профиля». Дневник был разработан педагогами лицея с целью оказания помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении – познании себя, своих личных и профессиональных предпочтений, дефицитов, возможностей. Этот дневник – пошаговый помощник в составлении индивидуальных образовательных программ, формировании образовательных траекторий учащихся старших классов. Рефлексивная работа с пятью разделами дневника поможет им осмыслить цели и результаты своей образовательной деятельности, сделать осмысленный выбор профессионального пути.
Второй день назывался «О профиле в понятиях». Этот день образовательного события стал совместным продуктом деятельности сотрудников Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и педагогов лицея. Для каждого из трех профилей – технологического, естественнонаучного, информационно-лингвистического – были организованы двухчасовые лекции, цель которых – помочь старшеклассникам сориентироваться в структуре профильных предметов и их фундаментальных понятиях, получить ответы на вопросы: Почему эти предметы объединены в профиль? Что есть общего между учебными предметами одного профиля? Как, зная это, эффективно выстроить свою подготовку к продолжению обучения в высшей школе?
Лекцию для учащихся, осваивающих технологический профиль (10 «Б» и группы 10 «А» класса), провели учителя математики Белькова Ирина Витальевна, Шуматбаева Татьяна Павловна, учитель информатики Наталевич Анна Николаевна и научный сотрудник СО РАН, к. ф.-м. н. Сорокин Степан Павлович. Учащимся в непринужденной форме представили исторические корни взаимосвязи трех наук – физики, математики, информатики, сущность математики как фундамента всех точных наук, рассказали о возможностях выбора профессии, которые дают знания профильных дисциплин.
Лекцию для группы учащихся 10 «А» класса естественнонаучного профиля провели ведущий инженер Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Нурминская Юлия Викторовна, учитель биологии Панькова Ольга Семеновна и учитель химии Семенова Валентина Николаевна. Ольга Семеновна и Валентина Николаевна познакомили лицеистов с особенностями содержательной и методологической взаимосвязи двух наук – биологии и химии, показали их общий понятийный аппарат, продемонстрировали интересные факты, которые могут быть положены в основу учебно-исследовательской деятельности. А Юлия Викторовна посредством видеосвязи в свойственной ей легкой, занимательной форме рассказала о применении научных знаний в различных областях жизнедеятельности, а также о перспективах профессионального самоопределения учащихся естественнонаучного профиля.
Начальник отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки, заведующий кафедрой педагогики и экспертной оценки, к. ф. н., доцент Свердлова Наталья Александровна, учителя английского языка Иванова Антонина Анатольевна и Ткачева Юлия Владиславовна, учитель информатики Архипова Татьяна Юрьевна свою лекцию для учащихся 10 «В» класса информационно-лингвистического профиля назвали так: «О лингвистике и её близких друзьях». Учителями акцент был сделан на интеграции лингвистики и информатики, на смежных понятиях «язык» и «коммуникация» и на разных взглядах на эти понятия с позиций одной и другой науки. А Наталья Александровна на примерах продемонстрировала лицеистам многообразие языков и их идентичность, рассказала о тех возможностях, которые дает владение языком в сочетании с другими научными знаниями для выбора жизненного пути.
В третий день под названием «Горизонты профиля» учителя профильных классов в рамках уроков по профильным предметам продемонстрировали учащимся методы и технологии работы в старшей школе. Это кейс-технология, учебное исследование, проектная технология, проблемное обучение, «перевернутый класс» и другие.
Учителя не только провели интересные, увлекательные уроки, но и разъяснили старшеклассникам особенности организации своей учебной деятельности с использованием той или иной технологии. Так, Шуматбаева Татьяна Павловна провела интерактивную лекцию с элементами проблемного обучения на тему «Высказывания. Виды. Операции над высказываниями», где ученики пришли к совместному доказательству логических тождеств с помощью таблиц истинности. Урок-исследование Паньковой Ольги Семеновны был посвящен работе над понятийным аппаратом темы «Свойства и функции белков». В процессе групповой работы учащихся происходило самостоятельное восполнение пробела в знании, формулирование определений. Михайлова Елена Константиновна, Иванова Антонина Анатольевна, Алексеева Елена Владимировна, Трубилова Ирина Витальевна организовали обучение с использованием кейс-технологии, на которых ребята работали над выработкой вариантов решения реальных проблемных ситуаций. Высокая активность учащихся, их эмоциональная вовлеченность в такие уроки позволяет выработать так называемые «мягкие навыки», необходимые в реальной жизни.
В четвертый день запуска под названием «Территория НТИ» перед заместителем директора по УВР Антоновой Еленой Анатольевной стояла задача познакомить старшеклассников с отличительными особенностями итогового индивидуального проекта и учебного исследования, помочь им определиться с проблематикой будущих исследований (проектов) и выбрать руководителей из числа педагогов лицея и сотрудников Сибирского отделения РАН. В этот день вместе с классными руководителями Бельковой И.В., Семеновой М.В., Ивановой А.А. ребята подошли к завершению формирования своей индивидуальной образовательной программы, укомплектовав её курсами по выбору, конкурсами, олимпиадами, конференциями, в том числе организуемыми под эгидой Российской академии наук, участие в которых, по их собственному мнению, необходимо для грамотного построения образовательной траектории. Эта траектория будет определять горизонт дальнейшего развития личности школьников в ближайшие два года.
Итогом фазы запуска профильной школы станет презентационная площадка 26 сентября, где учащиеся выступят с презентацией своих индивидуальных образовательных программ. Пожелаем нашим десятиклассникам, чтобы успешный запуск стал хорошим стартом их эффективной учебной деятельности в старшей школе, а в будущем – залогом их профессиональной или научной карьеры!
Материал подготовлен: Ткачевой Ю.В., к. п. н.,
заместитель директора
по инновационной работе
БШ РАН МБОУ «Лицей № 2»