Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
С 15 по 27 февраля в Лицее прошло масштабное событие «Дни науки». Идея популяризации науки, статус Лицея – базовая школа РАН, и, конечно же, лицейские традиции определили форматы и содержание деятельности.
Старт любого дела определяет его исход. Начало дня 15 февраля – торжественное открытие научного марафона: все классы смотрели видеоролик, подготовленный творческой группой лицеистов «Мультимедийная журналистика» под руководством Пивинской Н. В., обсуждали программу события, предвосхищая свое место в его многочисленных средах и пространствах.
В этот же день начала работу выставка «Наш класс в науке», «экспонатами» которой стали презентации 5, 6, 7 классов о своих научных интересах, результатах и перспективах проектной деятельности и учебных исследований. Выставка получилась достаточно информативной, некоторые классы и к науке подошли креативно. Экспертная группа высоко оценила системность и логику организации выставочных стендов, творчество в их оформлении. Определились лучшие, максимально соответствующие заданным организаторами параметрам, презентации: 5А класс, классный руководитель Алексеева Е.В., 6Б класс, классный руководитель Михайлова Е.К., 7А класс, классный руководитель Петрова Е.М. Но главный результат — это то, что удалось увидеть потенциал среди лицеистов, заинтересованных наукой, имеющих опыт участия в научных событиях, и, даже, собственные изобретения.
Следующий день – игровой. Уже не первый год в Дни науки мы показываем детям, что игра – это тоже наука. После второго урока в рекреациях лицея начали работу 7 игровых площадок, организаторами которых стали ученики 7-10 классов – члены научного общества лицеистов «Вектор». В играх все лицеисты – от пятиклассников до выпускников, каждый смог найти себе игру по интересам и по способностям. Сами названия игр привлекали внимание: «ЕГЭ (Ежедневный Головоломный Эксперимент)», «Крокодил в мире профессий», викторина «Метанаука», «Шнобелеметр», «Научное табу», «Ерундопель мировой науки», «Споры о главном». Участники игр выяснили, кто больше знает в выдуманных научных областях «бананология», «внеземная география», «поттероведение» и «кошкознание», а также узнали о популярных направлениях исследований, получивших Шнобелевскую премию. Ребята проверили свою устойчивость, постаравшись объяснить тот или иной научный термин, не называя слова-табу, и с удивлением узнали, что гипербатон – это не большой батон хлеба, голый землекоп – не раздетый рабочий, а заболонь – не болото с камышами. Организаторы игр перемещались вместе с реквизитом из одной рекреации в другую, поэтому лицеисты на каждой перемене могли поучаствовать в разных играх, не отходя далеко от базового кабинета. На всех переменах в этот день проходили шахматные турниры. Ковалевич Л.П., педагог дополнительного образования, судил блицы среди учащихся 5-9 классов. И игрокам, и болельщикам скучать не пришлось: азарт, эффектные решения поставленных задач, позитивные эмоции в значительной степени разнообразили время отдыха между уроками. А на третьем этаже расположилась стационарная игровая площадка «Споры о главном», где лицеисты дискутировали на заданные темы, учились импровизировать и находить необычные аргументы, красиво и убедительно доказывая свою точку зрения. После уроков состоялся обмен жетонов, полученных на игровых площадках, на сладкие призы.
Среда …. В этот день не стоило долго думать, как правильно сказать: «Я попал в срЕду или средУ», потому что традиционно это лабораторная среда, пространство проб, гипотез, экспериментов и индивидуальных открытий. Один из наиболее любимых дней, насыщенный яркими эмоциями лицеистов. Для учащихся 8-х классов организованы лабораторные исследования в области конструирования. Ведущие «лаборанты» – Чернышова Н.И., учитель черчения и изодеятельности, Фрейберг С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Машиноведения, механики и инженерной графики БрГУ, организовали деятельность по решению кейсов инженерной направленности. Участникам лаборатории удалось прокачать как жесткие, так и гибкие навыки, пройти практику группового решения задачи экспериментальным методом.
Информационно-библиотечный центр Лицея превратился в лабораторию «Научных забав». На переменах там было шумно, весело, познавательно. Проводили опыты и эксперименты для того, чтобы понять, как «работает» магия цвета, создавали «зубную пасту для слона». Учащиеся 6 класса Гаджиева Анастасия, Усова Дарья провели мастер-класс по нескольким технологиям создания слаймов. Сложным для осуществления и объяснения с точки зрения науки оказался эксперимент «Картезианский водолаз» для пятиклассников, но поставленная задача была решена успешно, когда на помощь пришли старшеклассники.
К выбору профиля обучения в 10 классе нужно отнестись крайне серьезно. Задача школьника – взвесить все «за» и «против» предлагаемых профилей и тех профессий, которые можно получить по окончании профильного обучения. Задача школы – помочь ему в этом всевозможными способами. Поэтому в рамках Дней науки мы предложили девятиклассникам Научный лекторий. Поскольку наш лицей является базовой школой Российской академии наук, в качестве лекторов выступили сотрудники научных институтов и вузов г. Иркутска: канд. физ.-мат. наук Сорокин С. П. (ИДСТУ СО РАН), канд. филол. наук Ефимова Н. Н. (ИНЦ СО РАН, ИГУ), Нурминская Ю. В. (СИФИБР СО РАН), Малков Ф. С. (ИРНИТУ). Учащиеся 9 классов не только прослушали лекции по четырём учебным предметам, каждый из которых входит в содержание обучения по одному из профилей – математике, биологии, иностранному языку, информатике, но и постарались осмыслить свои планы относительно профильного обучения, заполнив листы рефлексии.
Все лекции вызвали эмоциональный отклик у учащихся, причем интерес к лекции был обусловлен не только выбором будущего профиля, но и личностью лектора. Некоторые ребята отметили в качестве наиболее понравившихся те лекции, которые совершенно не связаны с их будущими профильными дисциплинами. Анализ листов рефлексии показал, каковы научные интересы будущих десятиклассников, их планы на будущее, сомнения и перспективы. А с учеными из Научного лекториума лицеистов еще ожидают встречи в будущем учебном году на занятиях по программам дополнительного образования, в процессе проектной и исследовательской деятельности, на научно-практических конференциях, конкурсах и других образовательных событиях.
В сентябре 2020 г. десять команд учащихся МБОУ «Лицей № 2» вступили в образовательную программу «Тайга. Юниор», нацеленную на популяризацию предпринимательства и проектной деятельности среди молодежи. В субботу, 20 февраля с целью распространения опыта разработки технологических стартапов был организован Фестиваль проектов для учащихся 10 классов. В рамках фестиваля свои проекты представили три команды: «Поколение Z», «Роботы» и «СНГ (Самые Наглые Гении)». Команда 10 А класса «Поколение Z» разработала проект игровой платформы “School battles”, которая может решить проблему занятости учеников на переменах, позволяет не только расслабиться, но и с пользой провести время. «Роботы» из 10 Б придумали решение проблемы длительного и не всегда корректного обслуживания официантами посетителей кафе, предложив свой робо-ресторан “Bot”. Кроме тог, такой ресторан может стать весьма актуальным в условиях ограничения контактов между людьми в период пандемии. Учащиеся 10 В класса из команды «СНГ (Самые Наглые Гении)» неоднократно в своей жизни сталкивались с проблемой отсутствия качественной и недорогой мужской молодежной одежды в магазинах города Братска. На решение этой проблемы направлен их проект “Raptor Shop”. Ребята решили создать магазинн с собственным сайтом, который позволит клиентам примерять и покупать вещи в магазине, делать заказы онлайн, выбирать цвета одежды, использовать функцию рандомного бокса на сайте.
После выступлений команд состоялось обсуждение. Окупится ли игровая платформа в течение года активного использования? Когда и где состоится открытие ресторана “Bot”? Чем “Raptor Shop” выгодно отличается от своих основных конкурентов “O’stin”, “Gloria Jeans” и “Zolla”? Эти и многие другие вопросы волновали гостей Фестиваля. Стоит сказать, что Фестиваль проектов пока не завершен. 12 марта состоится его продолжение, где мы увидим презентации проектов девятиклассников – участников программы «Тайга. Юниор».
24 февраля состоялось «Погружение в науку» – финальное действие, построенное на опыте разновозрастного сотрудничества, когда дети для детей – организаторы, наставники. Лицеисты – старшеклассники спроектировали для учащихся 5-8 классов пространства шести научных областей, определяющих основу профильного обучения: физика, математика, химия, история, филология, информатика и ИКТ. Идея погружения – рассказать учащимся младших классов об особенностях образовательных программ Лицея, значимости фундаментального научного знания простым, доступным языком, актуализировать их научные интересы, обозначить траекторию индивидуального развития в области исследований и изобретений. Каждая научная площадка начиналась и заканчивалась одним вопросом: «Нужна ли ЭТА наука кому-то еще, кроме ученых?», участники погружения отвечали по-разному, но была и общая идея – каждая наука нужна современному обществу в целом и каждому человеку в отдельности. А вот о том, какая наука в поле особых интересов лицеистов, предлагалось обсудить в рефлексивной фазе погружения, которая так и называлась «Кому нужна ЭТА наука?». Принесенные с площадок элементы пазла сложились в единую картинку у каждого класса. Получилось индивидуально, интересно, информативно: про филологию «Филология нужно изучать, чтобы уметь договориться и спаси мир от войны», «Языки нужно изучать всем. Это средство общения», «Филология интересна тем, что помогает узнать много новых слов, понять, откуда они появились и почему исчезают»; о математике: «Математика помогает развивать логику», «Математика вносит порядок в хаос повседневности», «Математика нужна абсолютно всем, потому что математика во всем»; про физику, химию: «Чтобы понимать, как все устроено людям надо знать физику и химию», «Мне интересны эти науки, потому что они объясняют, как работает наш организм», «Меня заинтересовала химия, потому что я увидела, как сделать из грязной воды чистую. И это не фокус, а наука. Всем нужна»; про историю: «История важна, потому что рассказывает о том, как жили предыдущие поколения», «Без истории, т.е., без прошлого нет будущего. Вот это и важно!»; про информатику и технологии: «Информатика сейчас нужна во всех областях жизни человека», «Информационные технологии – показатель уровня цивилизации. Чтобы быть цивилизованным, надо разбираться в них».
Следующий день, 25 февраля – марафон по функциональной грамотности. Событие организовано впервые в рамках подготовки к участию лицеистов в I Всероссийской олимпиаде по функциональной грамотности. Учащиеся 7, 8, 9 классов решали задания по четырем компетенциям: естественно-научной, математической, читательской, глобальным. Об особенностях проведения и результатах читайте в новости от организаторов марафона в ближайшее время.
Метапредметная олимпиада «Мета-скилс», третья в истории лицея, успешно прошла 26 февраля. Яркое, впечатляющее, а главное, побуждающее и участников, и зрителей испытать себя в интеллектуальных соревнованиях, попробовать свои силы в разных компетенциях. В этом году состязания прошли традиционно по пяти: «Учебное сотрудничество», «Интерпретация текста», «Аргументация в дискуссии», «Моделирование», «Публичное выступление». Приняли участие 54 человека, учащиеся 8-х и 10-х классов. Тематика заданий для испытаний посвящена году науки и изобретательства. В каждой компетенции определены победители и призеры, которые получили приглашение от института ПрЭСТО на участие во Всероссийской метапредметной олимпиаде. Подробности о событии будут в скором времени опубликованы на нашем сайте.
В завершение Дней науки в Лицее творческой группой «Школа Юниор Профи» проведен первый городской турнир по конструированию с КУБОРО на кубок РУСАЛа. Итоги турнира подводят компетентные эксперты, торжественное награждение победителей и призеров запланировано на 10 марта. Уверены, что это событие для тех, кто планирует связать свою жизнь с инженерией, станет знаковым и займет достойное место в перечне городских соревнований.
Группой «Маркетинг» проведен опрос среди лицеистов и педагогов на предмет выявления мнения о программе Дней науки, уровне организации события, перспектив развертывания традиционных и новых сред и пространств. Мнения лицеистов распределились следующим образом: «Игра – это наука» - 68% респондентов выделили как наиболее яркое событие, «Лабораторная среда» на второй позиции, 60% голосов, разновозрастное сотрудничество «Погружение в науку» назвали 57% отвечавших на вопросы, и далее с небольшим отрывом в списке понравившихся пространств все остальные.
Итак, мы прожили еще один цикл Дней науки, который для лицея в этом году был двадцатым. Подведены практически все итоги, собраны отзывы, мнения и пожелания на следующий год. Главное – получен ответ на ключевой вопрос «Кому нужна наука?»: она нужна не только ученым, которые ее созидают, наука нужна наиболее наблюдательным, с пытливым умом, которым в будущем дано делать открытия, создавать новые знания. И всем тем, кто использует достижения науки в своей жизни, от чего жизнь становится насыщеннее, комфортнее, безопаснее.
Материал подготовили:
Н. А. Кучменко, заместитель директора по НМР
Ю. В. Ткачева, заместитель директора по ИР БШ РАН