searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

ПОБЕДИТЕЛИ: НАУКА – ФРОНТУ, НАУКА – МИРНОМУ БУДУЩЕМУ

Опубликована: 10.05.21.

Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. одержана благодаря невероятному мужеству и героизму советского народа, стойкости воинов Красной Армии и использованию решающих преимуществ над врагом в основных факторах, определявших исход борьбы. Один из них – академическая и прикладная наука, участие выдающихся ученых в военных действиях и в работе тыла.

 

В начале войны многие сотрудники научных учреждений СССР возрастом от 18 до 50 лет подали заявления о вступлении в ряды народного ополчения. На фронт ушли свыше 2000 человек. Среди них – будущие члены-корреспонденты Академии наук Г. Д. Афанасьев, Ю. В. Линник, М. Г. Мещеряков, С. П. Толстов, П. Ф. Швецов и многие другие. Многие ученые отдали свою жизнь во имя защиты Родины в боях с фашистскими захватчиками.

Те же, кто остался в тылу, продолжили работу в сети специализированных научно-исследовательских учреждений, многие из которых были эвакуированы на восток страны.

На внеочередном расширенном заседании президиума Академии наук СССР с участием 60 наиболее видных учёных было принято решение объединить все силы науки для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Основной стратегией научной деятельности стало «выполнение задач по укреплению военной мощи социалистической Родины».

Спасительная медицина

Во время войны были очень востребованы результаты работы медиков, химиков, биологов. Так, например, Николай Гайский и Борис Эльберт создали вакцину от туляремии – опасного заболевания, которое переносят мыши, чрезвычайно размножившиеся во время войны. В 1941 году иммунологи Николай Александров и Нина Гефен разработали первую в мире поливакцину против семи инфекций — холеры, брюшного тифа, столбняка, двух видов паратифов и двух видов дизентерии. Неоценимый вклад в спасение жизней советских солдат внесла выдающийся микробиолог Зинаида Ермольева, в кратчайшие сроки сумевшая получить антибиотик из отечественного сырья. О высокой эффективности препарата «Крустозин» говорила статистика: смертность раненых и больных снизилась на 80 %, а число ампутаций уменьшилось на четверть.

Академики Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулев, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосов, профессоры-хирурги С. С. Юдин и А. В. Вишневский и другие вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Им удалось разработать принципы и технологию переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, способных ускорять заживление ран, изготовить приспособления для извлечения у раненых металлических осколков и т. д. Доктор медицинских наук Василий Модестов сделал ряд важных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей.

Химические открытия для фронта

Перед самым началом войны химик Иван Назаров изобрел клей, с помощью которого начали в полевых условиях склеивать боевую технику, в перерывах между боями. Им склеивали корпуса аккумуляторов, бензобаки, возвращали к службе поврежденные автомашины, танки и самолеты. В годы войны в огромном количестве требовались взрывчатые вещества. Уже в 1941 году для получения тротила академик Юсиф Мамедалиев выполнил работу по синтезу толуола. Тротил оказался незаменим в производстве взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводных мин, торпед. Во время Второй мировой войны на заводах Урала и Сибири его было произведено около 1 миллиона тонн.

Академик Петр Капица придумал устройство для получения в неограниченном количестве жидкого кислорода из воздуха. Для получения взрывчатки достаточно было пропитать им опилки или торф и поджечь. Такой взрывчаткой в 1941 году начиняли авиационные бомбы даже на аэродромах.

Металлургия на службе у авиации

Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е годы позволили разработать сплавы на основе алюминия. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолётов в конструкторских бюро С. А. Лавочкина, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах. Усилиями советских ученых П. П. Бардина, А. А. Байкова, М. А. Павлова и других была разработана теория металлургических процессов, освоено производство высококачественных специальных сталей для брони и бронебойных снарядов на северо-западе нашей страны.

Самая прочная броня в мире была разработана академиками Сергеем Кишкиным и Николаем Скляровым для штурмовиков ИЛ-2 и ИЛ-10 во Всесоюзном институте авиационных материалов. Фашисты называли эти самолеты «чёрной смертью», наши – «летающими танками». Они обладали невероятными способностями в бою с машинами противника и вместе с тем были очень «живучими».

Физика для разведки, авиации и флота

Важные военные темы, связанные с радиолокацией, разрабатывались в лаборатории Николая Папалекси. В лаборатории советского физика Бенциона Вула был сконструирован прибор для борьбы с обледенением самолетов.

Один из крупных отделов Ленинградского физико-технического института изучал электрические и тепловые свойства полупроводников. Его исследования использовались в изготовлении «партизанского котелка» – термоэлектрического генератора, который предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.

Кроме того, благодаря исследованиям прославленных ученых ЛФТИ Игоря Курчатова и Анатолия Александрова в кратчайшие сроки были созданы эффективные методы защиты морских судов от магнитных мин. В итоге на этих минах не подорвался ни один корабль. А в начале 1943 года под руководством Игоря Курчатова развернулись исследования в области деления урана. Осенью 1944 года был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству плутония.

Математика и артиллерия

Хотя математику и считают абстрактной наукой, история военных лет опровергает этот стереотип. Математики участвовали в создании новых образцов артиллерийских орудий. Особое внимание уделялось совершенствованию качества уже существующих артиллерийских систем и минометов. Так, член-корреспондент Академии наук СССР Николай Четаев смог определить наивыгоднейшую крутизну артиллерийских стволов, а его коллега Андрей Колмогоров разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов.

Велик вклад в Победу выдающегося математика Мстислава Келдыша, который помог решить проблему вибрации авиконструкций, приводивших к разрушению агрегатов самолета. Другой прославленный ученый Сергей Христианович предложил решение, связанное с изменением в механизме стрельбы легендарных «Катюш», благодаря которому кучность попадания возросла в десять раз.

Наука для будущей мирной жизни

Стоит сказать, что в годы войны ученые работали не только на военную промышленность, но и продолжали разработки, начатые в довоенное время. Так, один из старейших ученых Академии наук Владимир Иванович Вернадский в годы войны завершил свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором подвел итоги своих многолетних исследований в области биогеохимии.

Ученые-астрономы успешно провели наблюдения солнечных затмений в 1941 и 1945 гг. В 1941-1942 гг. Лев Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии ему была присуждена Нобелевская премия. Группа исследователей Института химической физики Академии наук СССР под руководством Николая Семенова успешно изучала механизм цепных реакций. Физик Владимир Векслер в 1944 году предложил принцип, который теперь лежит в основе работы всех ускорителей частиц, в том числе знаменитого Большого адронного коллайдера.

Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву были разведаны и освоены новые месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии.

В целом перечень достижений советских ученых в годы войны настолько огромен, что перечислить их в рамках одной статьи не представляется возможным. Наука в годы войны – это длительный и тяжелый труд тысяч ученых в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода. Но именно этому труду мы в большой степени обязаны победой в Великой Отечественной войне. Недаром академик Сергей Вавилов, назначенный в 1945 году президентом Академии наук СССР, говорил: «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки».

В 2015 году поэтесса Вера Сечина посвятила одно из своих стихотворений именно им – учёным, приблизившим победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Не только на полях сражений
Мы выиграли ту войну
И кровью павших поколений
Отмыли дочиста страну.

Нет… в запыленных кабинетах,
Ломая сердце и глаза,
Без пищи… без воды… без света….
Ученый-воин бил врага.

Изобретая самолёты,
Вдыхая жизнь в огонь «Катюш»,
Ученый-воин был оплотом,
Хранителем усталых душ.

Он шел вперед и не сдавался,
Прокладывая сеть дорог,
С карандашом в руке сражался
Так, словно возводил курок…

Смотри, Россия, как прекрасны
Твои великие сыны:
Твои несметные богатства
Они в победу привнесли:

Придумали броню прочнее,
Сложили песни и стихи,
Чтоб было всем вокруг яснее,
Что мир основан на любви.

И что никто не смеет силой
Нас уложить во тьму могил.
Смотри! Великая Россия!
Ученый-воин… ПОБЕДИЛ!!!

Материал подготовили:
Н. А. Кучменко, заместитель директора по НМР,
Ю. В. Ткачева, заместитель директора по ИР БШ РАН

Использованы материалы сайтов:
Сибирское отделение Российской академии наук
Дальневосточное отделение Российской академии наук
Новости Сибирской науки
Министерство обороны РФ
НАУКА
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
РИА Новости
Нева-Реактив


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?