Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
«Недовольство жизненным этапом заставляет
двигаться вперёд, исправляя ошибки. Полное
довольство своим положением – стояние на месте»
(Л. Иовлев)
24 мая 2021 года состоялась фаза рефлексии обучающихся 10 классов. Будущие выпускники осмыслили промежуточные результаты выполнения индивидуальных образовательных программ (ИОП), оценили свою деятельность и деятельность сопровождающих педагогов, обозначили причины проблем, возникших в ходе выполнения ИОП, определили пути коррекции деятельности в будущем.
В качестве подготовки к событию лицеисты выполнили профориентационный тест и заполнили посвящённую ему страничку в «Дневнике профиля». Также они подготовили анализ выполнения ИОП в печатной форме. На проведение фазы рефлексии в каждом из 10 классов было отведено два академических часа. Организаторами данного события стали ведущий элективного курса «Индивидуальный проект» и классный руководитель 10 «А» класса М. В. Семенова, заместитель директора по инновационной работе базовой школы РАН Ю. В. Ткачева, классные руководители 10 «Б» и 10 «В» классов И. В. Белькова, А. А. Иванова.
Во вводной части участники события, посмотрев небольшой фильм, вспомнили фазу запуска профильной школы, которая состоялась в сентябре 2020 г. Именно тогда десятиклассники планировали своё будущее, составляя индивидуальную образовательную программу (ИОП). Неделя запуска была посвящена отбору курсов, практик, событий, которые необходимы для достижения цели обучения в профильной школе. Фаза запуска завершилась презентацией ИОП учащихся 10 классов.
Чтобы самый главный выбор в жизни молодого человека оказался правильным, необходимо подойти к нему максимально серьезно. В сентябре, на этапе запуска каждый из десятиклассников говорил о будущей профессии и тех шагах, которые необходимо предпринять для достижения цели. На этапе рефлексии педагоги предложили учащимся обсудить в группах вопросы:
Большинство десятиклассников отметили, что изменения планов не произошло, поскольку решение было обдуманным. Некоторые из них попытались расширить перечень вузов, в которых можно получить необходимое образование, в том числе в своем регионе. Лицеисты отметили, что подобные тесты полезны, поскольку они позволяют не только определить профессиональные предпочтения, но и обрисовать круг умений, которые необходимо развивать будущему профессионалу. Но чем раньше начать развитие этих умений, тем лучше, поэтому оптимальный период для проведения подобного тестирования – возраст, предшествующий выбору профиля обучения, т. е. 13-14 лет.
После обсуждения результатов профориентационного теста десятиклассники приступили к основной части события. Каждый ученик представил результаты собственной рефлексии участникам своей группы. После небольшого обсуждения результаты индивидуальных выступлений были обобщены и оформлены на плакатах. Каждая группа выбрала 2-3 участников для презентации итогов групповой работы всему классу. Учащимся был предложен следующий план презентации результатов реализации ИОП:
Нельзя не отметить творческий характер работ. Так группа ребят 10 «В» класса изобразила учащихся на фазе запуска в виде гусениц, которые к концу учебного года смогли расправить крылья, превратившись в прекрасных бабочек, благодаря защите индивидуальных проектов, сдаче образовательной сессии, освоению программ элективных курсов и факультативов, а также духу коллективизма, который сложился в классе за этот учебный год. А группа учащихся из 10 «А» видит процесс реализации ИОП в виде лестницы, где ступеньки – образовательная сессия, дистанционное обучение, защита проектов, подготовка к ЕГЭ – ведут к успешному завершению среднего образования и поступлению в желаемый вуз.
Анализируя индивидуальные листы рефлексии, стоит сказать, что многие участники события удовлетворены процессом и результатом своей работы по выполнению ИОП. Об этом свидетельствуют такие высказывания: «Старшая школа для меня – это открытие множества интересного, изучение нового, познавательного, больше ответственности»
«Я научилась быть самостоятельной и принимать важные решения. Я считаю, что индивидуальная образовательная программа действительно важна»
«За этот учебный год я заметила, что стала более рациональной и научилась выполнять большие задания за меньший промежуток времени»
«Обучение в 10 классе оставило только положительные эмоции. Надеюсь, подобный опыт будет получен мною в ходе обучения в 11 классе»
«В течение этого года я с удовольствием изучала профильные предметы, готовилась к поступлению в выбранный мною вуз, а также развивалась и узнала много нового и интересного в самых разных сферах нашей жизни»
«Я научилась самостоятельно организовывать свое продвижение в предмете. Хорошая старшая школа – место приобретения инициативы, ответственности и самостоятельности»
«Я вполне довольна своей работой за этот учебный год, так как в целом я добилась практически всего, чего хотела. Не выполнена лишь цель стать отличницей. Но я вынесла урок из своих проблем и в будущем постараюсь не допустить их»
Говоря о конкретных образовательных событиях, программах, мероприятиях, обеспечивших успех в выполнении разработанных ИОП, ребята выделили Всероссийскую олимпиаду школьников, онлайн-олимпиаду «Физтех», лицейскую научно-практическую конференцию и региональный этап РНСП «Шаг в будущее», образовательную программу «Тайга. Юниор» и профильную смену «Проектная деятельность» в Образовательном центре «Персей», дополнительные общеобразовательные программы научной направленности «Лабораторный практикум по физике» (к. ф.-м. н. Махро И. Г.), «Аналитическая химия» (к. фарм. н. Лапина С. Ф.), «Компьютерная графика и основы черчения» (к. п. н. Фрейберг С. А.), «Математическое моделирование и оптимизация» (к. ф.-м. н. Сорокин С. П.), программы факультативов и внеурочной деятельности «Медицинский английский» (к. п. н. Михайлова Е. К.), «Раз задача, два задача… Решаем олимпиадные и ТРИЗовские задания» (Корзик Е. В.).
Однако часть десятиклассников считает, что работа по реализации ИОП могла стать более эффективной, если бы сам лицеист проявил больше упорства, инициативы и организованности: «В начале года были сформулированы следующие правила: соблюдать тайм-менеджмент, занимать ответственную позицию, определить цель образования, успешно сдать образовательную сессию, создать индивидуальный итоговый проект, соответствующий предполагаемой профессии. К сожалению, все правила, кроме последнего, мною не соблюдались в 10 классе, но полученный опыт я считаю удачным»
«К сожалению, я мало участвовал в различных олимпиадах. Это не очень хорошо, так как портфолио с дипломами иногда играет большую роль при поступлении»
Выполняя рефлексивный анализ, лицеисты не только рассмотрели реализованные и упущенные возможности реализации ИОП. Они также отметили плюсы и минусы разработки ИОП и процесса её сопровождения, сформулировали образовательный запрос на будущий год.
«Я считаю, что индивидуальная образовательная программа действительно важна, так как именно в дневнике профиля я на протяжении всего учебного года записывал все ключевые моменты и шаг за шагом достигал поставленных целей»
«В итоге хочу сказать, что я ни о чём не жалею. Мне через многое предстоит пройти и в 11 классе, и я уже знаю, на что сделать упор. Такого рода саморефлексия дала мне толчок к тому, чтобы изменить себя и своё мировоззрение»
«В целом идея ИОП очень интересна, но её следует доработать, а именно подстраиваться под внешкольную жизнь ученика во избежание перегрузки. Также нужно заострять больше внимания на сильных сторонах ученика и усиливать их»
В 2021-22 учебном году будущие выпускники хотели бы получать больше информации о вузовских конкурсах и олимпиадах, которые могут дать дополнительные возможности получения высшего образования. Многие десятиклассники указали на потребность в освоении курса по тайм-менеджменту, который помог бы им научиться рационально организовывать свою текущую деятельность. Также был сделан запрос на профессиональные пробы в различных областях деятельности для расширения представлений учащихся о содержании тех или иных профессий.
Итак, впереди у десятиклассников ещё длинный и насыщенный год, который должен быть направлен на решение задач, каждая из которых является ступенькой к основной цели – получению профессии. Необходимо использовать все возможности и ресурсы, которые даёт обучение в базовой школе РАН, не стесняться громко заявлять о себе на конкурсах, олимпиадах и конференциях, смело идти вперед, преодолевая препятствия. Именно о целеустремленности, о движении к мечте написано очень мотивирующее стихотворение Татьяны Войцеховской:
Движение вперёд... Поставьте жестко цели.
Желайте только то, достигнуть что хотели.
Улыбка неспроста, движение вперёд...
Мечта не умерла, не превратилась в лёд.
Движение как жизнь, неповторимый миг.
Вы двигайтесь вперёд, свой достигайте пик!
Ведь двигатель желания – он в вашей голове!
Стремитесь! Достигайте! Вперёд к своей мечте!
Неважно, что задумали, а важен результат.
Собой горды вы будете, довольны – это факт.
Не опускайте руки! Вперёд без сожалений.
Тогда, поверьте, точно достигните вы цели!
Материал подготовила
зам. директора по ИР БШ РАН
Ю. В. Ткачева