Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
Февраль для МБОУ «Лицей № 2» – это время, когда организуются масштабные события, связанные с популяризацией научных знаний, расширением научного кругозора, развитием творческой и изобретательской инициативы лицеистов. В Дни науки учащиеся традиционно получают возможность показать уже имеющиеся знания и овладеть новыми, воодушевиться оригинальными идеями, которые лягут в основу их будущих проектов и исследований.
В 2022 году насыщенная программа Дней науки началась 8 февраля – в праздник всех российских ученых и людей, причастных к науке. В этот день во всех классах были организованы классные часы. Они начались с просмотра специально подготовленного к этой дате видеоматериала, в котором директор лицея Юлия Михайловна Кулешова поздравила лицеистов и педагогов базовой школы Российской академии наук с праздником, пожелав каждому из них успехов в развитии собственного нестандартного мышления, принятии новых научных вызовов.
Представитель Иркутского филиала СО РАН к. ф.-м. н. Степан Павлович Сорокин не только присоединился к поздравлениям, но и сделал небольшой экскурс в историю Российской науки, сообщив учащимся причину выбора даты празднования, упомянув имена отечественных учёных, внесших значимый вклад в развитие науки.
Младшим лицеистам было интересно узнать из видеоролика о возможностях, которые предоставляются обучающимся, проявляющим интерес и способности к исследовательской деятельности. А старшим – посмотреть фотографии своих достижений в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах проектных работ.
В видеоматериале была также кратко представлена программа, предложенная учащимся Советом молодых учёных Иркутского филиала СО РАН, педагогами лицея и членами научного общества лицеистов «Вектор» в этот день. Помимо классного часа, она включала серию лекций по актуальной научной тематике и лицейский конкурс «Лабиринты науки» для активных и внимательных слушателей лекций.
Классные часы продолжились обсуждением великих достижений нашей страны на научном поприще, а также наиболее значимых открытий, совершенных российскими учеными в последние десятилетия. Посмотрев фильм о научных открытиях последних лет, лицеисты убедились в величии Российской науки, дороги которой, тем не менее, открыты для начинающих исследователей; их первые робкие шаги, возможно, через годы превратятся в значимые следы, о которых будут помнить следующие поколения.
К трансляции лекций молодых ученых Иркутского филиала СО РАН подключилось более 150 лицеистов, 36 из которых приняли участие в конкурсе «Лабиринты науки», где необходимо было ответить на вопросы по содержанию прослушанных лекций. Наибольший интерес вызвали лекции о сильных землетрясениях и истории изучения лавин.
Дни науки в лицее продолжились через неделю – 15 февраля. Утром перед началом учебных занятий члены научного общества лицеистов «Вектор» пришли в классы с презентацией программы научных мероприятий на 15-19 февраля. Программа была составлена таким образом, чтобы минимизировать общение учащихся из разных классов, что обусловлено настоящей эпидемиологической ситуацией.
Первым мероприятием программы стал «Научный лекторий», адресно подготовленный сотрудниками ИрФ СО РАН для обучающихся 7-11 классов нашего лицея. Он включал четыре лекции по естественнонаучным и техническим дисциплинам: «Биотехнология как способ решения насущных проблем человечества» (Нурминская Ю. В., СИФИБР СО РАН), «Некоторые математические модели Байкала» (Сорокин С. П., ИДСТУ СО РАН), «Эта удивительная люминесценция» (Лазарева Н. Л., ИФ ИЛФ СО РАН), «Интернет вещей: от умных игрушек до умных городов» (Веснин А. М., ИСЗФ СО РАН). Кроме того, лицеистам всех возрастных групп нашим партнером Школьной лигой «РОСНАНО» был предложен познавательный лекционный материал в области естественных, технических, социально-гуманитарных наук. Вечером 15 февраля был запущен конкурс научных и творческих отчетов «Лекториум», в котором могли принять участие все те, кто проявил интерес к лекциям.
В среду, 16 февраля у лицеистов появилась возможность погрузиться в «Лабораторную среду». Это событие включало проведение опытов, экспериментов, мини-исследований не только по тем предметам, которые традиционно предполагают исследования в лабораторных условиях – естествознанию, физике, химии. На уроках технологии, математики, ОБЖ, английского языка ребята с удивлением обнаружили, что лабораторная работа может включать в себя более разнообразные виды деятельности, чем работа с микроскопом, химическими реактивами или цифровыми датчиками. Большую помощь педагогам в организации «Лабораторной среды» оказали члены НОЛ «Вектор» и волонтёры от науки – старшеклассники, имеющие опыт исследовательской деятельности и желание передать его младшему поколению.
Четверг, 17 февраля прошёл в лицее под лозунгом «Игра – это наука». События этого дня – часы научных игр и квиз, посвященный 85-летию Иркутской области – были тщательно подготовлены активными лицеистами. Для проведения часа научных игр в 5-8 и 10-11 классах каждый член НОЛ «Вектор» выбрал ряд игр, соответствующих возрасту и интересам класса, с которым ему предстояло работать. «Метанаука», «Шнобелеметр», «Диссертабельность пословиц», «Профессиональный крокодил» – названия игр уже привлекают интерес и вызывают желание узнать, какое содержание прячется за этим необычными словами и словосочетаниями. Организаторы подготовили необходимый реквизит, оформление, электронные ресурсы, что помогло сделать этот час весёлым и незабываемым для многих ребят.
Квиз к 85-летию Иркутской области для учащихся 9 классов организовали Е. В. Крылова и будущие выпускники лицея – ученики 11 «Б» класса. Задор, азарт, дух соревнования, радость победы и огорчение от того, что знания о родном регионе оказались недостаточными для победы – такой широкий спектр эмоций испытали участники квиза.
Учащимся 5 классов надолго запомнилась пятница, 18 февраля – день, когда в рекреации 2 этажа открылся «Музей занимательных наук» под руководством Ю. М. Кулешовой, автора курса «Школа начинающего исследователя». В экспозиции музея можно было увидеть выполненные начинающими исследователями и изобретателями самые разнообразные макеты и приборы, наблюдать занимательные опыты и эксперименты. Глазам посетителей площадки открылось удивительное шоу, где передвигаются управляемые роботы, летают мыльные пузыри, из жерл вулканов извергается лава, овощи и фрукты являются источником электрического тока, а молнии появляются от одного прикосновения к стеклянной сфере.
В этот же дань в другой рекреации открылась выставка научных достижений, подготовленная Н. А. Кучменко и ребятами из научного общества лицеистов. Каждый желающий мог ознакомиться как с проектными идеями, так и с завершенными работами лицеистов в текстовом формате, посмотреть фотогалерею наиболее значительных достижений лицеистов и выпускников – победителей и призеров престижных региональных и всероссийских конкурсов проектных и исследовательских работ. Рядом разместилась небольшая экспозиция, посвященная истории Иркутской науки, на материале которой был основан небольшой конкурс, открывшийся в официальной группе лицея в социальной сети ВКонтакте вечером того же дня.
В субботу, 19 февраля Дни науки завершились рефлексией в форме письменного опроса, а в понедельник наиболее активные лицейские классы оформили «Забор мнений», где выразили своё эмоциональное отношение к событию. Наиболее запомнившимися событиями для лицеистов стали «Музей занимательных наук», игры и конкурсы. Приятно было читать слова благодарности и просьбы об организации таких необычных дней не через год, а как можно чаще. Вместе с тем, ребята отметили и недостатки Дней науки – не все классы оказались в равной степени вовлечены в программу мероприятий, фотовыставки не столь привлекательны, реальные экспонаты вызывают гораздо более живой интерес.
К сожалению, стоит отметить, что не все события происходят строго по намеченному сценарию. Порой даже хорошо продуманные планы рушатся из-за внешних обстоятельств, повлиять на которые мы не в силах. Очень хочется верить, что уже через год эпидемиологическая ситуация в стране и нашем городе изменится, и мы сможем вернуться к более привычным и более увлекательным форматам проведения крупных лицейских событий.
Дни науки завершились, но мы убеждены, что у лицеистов остались оригинальные идеи, проекты нестандартных решений, творческое вдохновение и жажда научных свершений. Мы благодарим лицеистов за активность и инициативу и надеемся увидеть их в числе участников новых научных событий лицея, города и региона.
Материал подготовили
Ю. В. Ткачева, заместитель директора
по ИР БШ РАН, члены НОЛ «Вектор»