Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
8 июня проведен итоговый педсовет «Фестиваль педагогических достижений. Образовательные ситуации, поддерживающие развитие субъектности (действия, среды, форматы).
Встреча коллектива в завершение этого учебного года была особенной: год 2021-2022 стал юбилейным для Лицея – 20 лет со дня основания нашей замечательной организации образования. Состоялось торжественное чествование коллектива: педагогов поздравила Павлова Л.М., председатель Думы города Братска, которая выразила благодарность «за преданность делу, воспитание детей, высокие результаты работы». Лариса Михайловна подчеркнула, что Лицей – одно из лучших заведений нашего города, «с которого надо брать пример». 11 педагогам и сотрудникам были вручены благодарственные письма Думы Братска и Благодарственные письма председателя Думы за высокий профессионализм. Начальник департамента образования города Братска Олекминский И.Ю. в своем обращении подчеркнул эффективность деятельности Лицея, значимость вклада всего коллектива в развитие муниципального и регионального образования. Ю.М. Кулешова, директор, вместе с поздравлениями вручила педагогам Почетные грамоты Департамента образования, которые подтверждают заслуги педагогов в создании и удержании имиджа Лицея, Благодарственные письма ФГБОУ «Сибирское отделение Российской академии наук». Видеопоздравления прислали наши сетевые партнеры: Бычков И.В., академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий, директор Иркутского филиала СО РАН; Заманстанчук Д.Э., руководитель регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ОЦ «Персей», кандидат филологических наук; Ляшко Л.Ю., председатель МАН «Интеллект будущего».
Пленарное заседание «Понятие «субъектность» и ситуации ее «рождения»» было посвящено актуализации проблемы встречи: обсуждали условия, созданные в Лицее - его пространство, срЕды, форматы, практики, возможные действия и деятельность внутри него. Выявили противоречия, которые определяют формирование субъектности приоритетным в современном образовании: между возросшими требованиями к образовательным результатам выпускников и уровнем субъектности педагогов для разработки уникальных практик развития; между потребностью в насыщении инновационными эффективными образовательными практиками и недостаточной разработанностью языка практической педагогики; между существующим опытом фрагментарного обоснования в теории и практике образования отдельных компонентов «субъектности» и отсутствием целостной системы формирования субъектности (условия, этапы, инструменты, форматы).
Пристальное внимание было обращено на терминологию проблемного поля: опоры, продуктивное действие, «черновик», пробы, рефлексия, индивидуализация и персонификация. Объяснение ключевых понятий строилось на том, как их трактуют В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, П.Я Гальперин, Л.С., В.М. Розин, Т.М. Ковалева. C целью визуализации ситуаций субъект-субъектных отношений к просмотру и обсуждению были предложены фрагменты художественных фильмов «Курьер», «Ключ», «Школа». Сделали вывод о том, что проблемы отношений взрослых и подростков актуальны и сейчас, построены на тех же дефицитах личностного развития, что стало дополнительным аргументом в пользу изучения, освоения, формирования компетенций педагогов, в первую очередь, по проектированию образовательных ситуаций, в которых рождается субъектность.
Продолжился педсовет работой интерактивных площадок «Становление субъектности в образовательном пространстве Лицея. Возможно ли?». Педагоги коллектива в пяти группах активно включились в работу таких форматов, как мастер-класс, круглый стол, ТЕD-лекция, дискуссия-«коммуникативный бой». Содержанием обсуждения стали вопросы о смыслах и ценностях школы, субъектности учителя, его авторстве новых образовательных сюжетов; общение с детьми и субъектами, которые формирует личность подростка; виды деятельности и среды взаимодействия взрослых и детей, в которых проявляется свобода выбора, мышления, ответственности.
Завершился педсовет панельной дискуссией, которую провела Кулешова Ю.М. Ключевой проблемой для дискуссии стал вопрос: «Ребенок и взрослый: как поддерживать их субъектность?». В ходе споров рождались мысли о том, что «субъектность – это не перевоспитание», «не должно быть педагогических барьеров в отношениях взрослые – дети», «учитель должен создавать и поддерживать условия самореализации учащегося», «становление субъектности происходит в условиях не противостояния, а взаимодействия».
В коллективном обсуждении пришли к заключению, что для создания концепции развития субъектности участников образовательных отношений необходимо. В первую очередь, описать понятие «субъектность» с позиций «в учении», «в образовании», «в деятельности», «в жизни». Рассмотреть «среды» как места свободы, насыщенные избираемым, работающими на эффекты, а не результаты. Определить ценности пространства лицея с позиции построения собственных уникальных практик для взращивания «внутренней свободы людей» (Е.А. Ямбург). Эти и другие точки зрения на проблему легли в основу проекта решений педагогического совета «Фестиваль педагогических достижений. Образовательные ситуации, поддерживающие развитие субъектности (действия, среды, форматы).
Ссылка на решения педагогического совета
Из рефлексии педагогов «Зеркало: Я в отражении содержания события, своего понимания, перспектив»:
«Что я понял(а)/узнал про субъектность?»: «Субъектность - способность человека к инициативному активному самостоятельному действию», «Субъектность - свойство активной личности, готовой к продуктивной коммуникации с другими», «Учащийся может сам управлять своей деятельностью».
«Что я понял(а)/узнал про свое восприятие содержания проблем/вопросов, обсуждавшихся на педсовете?»: «Вопросы актуальные и требуют дальнейших моих исследований», «Вопросы для дальнейшей работы педколлектива», «Сложность восприятия возникала из-за недостаточного знания теоретических основ по теме педсовета», «Новое - это хорошо забытое старое».
«Что я понял(а)/узнал про себя?: «Необходимо почитать литературу по теме», «Все в своей жизни делаю правильно», «Я выступаю в роли субъекта», «Существующий опыт работы в массовой школе вступает в противоречие с идеей индивидуализации и развитием субъектности», «Субъектность в себе нужно развивать».
«В чем я хотел(а) бы потренироватья?Принять участие?: «В практическом применении теоретических положений данного вопроса», «Потренироваться в самопрезентации», «Поучиться быть активной личностью, которая побуждает субъектность в детях», «Накопить практический опыт», «Провести мастер-класс».
Материал подготовила: Кучменко Н.А.,
заместитель директора по УВР