Гордость лицея
МЕДАЛИСТЫ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА
СТИПЕНДИАТЫ МЭРА
ДОСКА ПОЧЕТА
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
КНИГА ОТЗЫВОВ
Январь в Лицее – месяц традиционного масштабного педагогического события «Методические дни». В этом году его тема: «Ситуации рождения субъектности». Все форматы, содержание и цели взаимодействия педагогов ориентированы на понимание ключевых понятий, связанных с субъектностью/субъект-субъектными отношениями в образовании, поиском ответов на ряд актуальных вопросов: «Как мы понимаем «субъектность» в массовой школе?», «Должен ли взрослый, занимающийся субъектностью ребенка, сам обладать субъектностью?», «В каких образовательных ситуациях рождается субъектность?», «Наблюдаются ли «хвостики субъектности» в пространстве лицея? Умеем ли мы их замечать?».
Мотивационный старт Методических дней «Педагогические позиции, меняющие практику образования» был организован для актуализации именно этих вопросов. Открылось событие приветствием педагогов от лица лицеистов. Далее, в ходе интерактивной тезис-лекции (Кулешова Ю.М., директор) совместно с учителями рассуждала о понятии «субъектность», о том, что можно подвергнуть оценке для выявления наличия ее признаков и уровнях сформированности.
Для подробного знакомства с планом Методических дней была представлена интерактивная «Афиша» (Кучменко Н.А., заместитель директора по УВР), которая предвосхитила содержание каждого следующего дня. Сформулировали общий замысел: направить совместную деятельность на поиск способов поддержки детского и взрослого самостояния, изучение ситуаций, условий для развития субъектности в пространствах и средах лицея.
Первый день завершился тренингом «Мотивация на субъектные отношения», который провела Стройнова Т.И. (педагог-психолог). Разнообразные упражнения и активности были предложены для коллективного действия и осознания, что в субъектной парадигме ценен именно процесс, в котором проявляются уникальные качества каждого для достижения результата.
Следующие два дня - взаимопосещение уроков, занятий дополнительного образования и внеурочной деятельности, в проведении которых было задействовано 20 педагогов лицея: молодые специалисты, опытные учителя, наставнические пары, внешние совместители. Основным условием для планирования уроков и занятий стало использование приемов и методов деятельностного подхода. Для наблюдения были использованы листы с индикаторами деятельностного урока (автор: Львовский В.А.) и критериями – характеристиками среды для самореализации учащихся. К наблюдению урока английского языка Ткачевой Ю.В. присоединились наши коллеги, учителя иностранного языка школы № 30. В ходе рефлексивных встреч педагоги обменивались мнениями о занятиях, делали выводы о том, как следует планировать и организовывать деятельность учащихся, чтобы они имели возможность делать выбор, инициировать собственное действие, рефлексировать с пониманием дальнейшего собственного развития.
В программу Методических дней были включены такие форматы, как самообразование и внутрикорпоративное обучение. 25 января педагоги приняли участие в он-лайн встрече с Александром Асмоловым, доктором психологических наук, профессором, академиком Российской академии образования, которая проводилась в рамках «Лаборатории субъектности» (организатор МГПУ). Для обсуждения предлагалась актуальная тема «Антроповорот: практики взращивания субъектности», постулаты которой легли в основу содержания педагогических студий. Тематика студийной деятельности ориентирована на взрослые (педагогические) пробы в решении вопросов формирования/развития субъектности учащихся. Авторами и ведущими студий стали члены административной команды, руководители предметно-методических кафедр и кафедра естественнонаучных дисциплин. Проектная деятельность, служба медиации, школьный урок, написание мотивационного письма, цифровые лаборатории – все это образовательные среды, которые рождают продуктивное действие учащихся, в которых реализуются субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка. К такому выводу пришли педагоги в ходе рефлексии. Примеры творческих отзывов по итогам дня в стиле «хоку» ниже:
«Развивайтесь! Находите! Обнаруживайте!» |
«Было весело! Будем дальше продолжать. Будет здорово!» |
«Творчество, выбор. Интересно наблюдать за субъектом, личностью» |
«Хорошо то, что Дает заряд всегда. Ну очень хорошо!» |
В заключительный день организовано событие «Фестиваль инициатив». На стартовую встречу Фестиваля прибыли почетные гости: мэр нашего города Серебренников С.В., Павлова Л.М., заместитель губернатора региона Бунев А.Ю., сотрудники правительства. По инициативе педагогов и лицеистов организовано 19 площадок, каждая из которых была уникальна, как любой авторский продукт. Посетителей на Фестивале не было, все были непосредственными участниками: ведущим мастер-классов, викторин, лабораторий, квартирника, творческих студий и игр удалось вовлечь в мир своих интересов большую аудиторию лицеистов, сотрудников лицея, родителей, выпускников. После завершения работы площадок Фестиваля была оформлена выставка, экспонатами которой стали вещи, сделанные собственными руками, отзывы и впечатления.
Фестиваль инициатив/ Взрослые-Взрослым, Взрослые - Детям
Фестиваль инициатив/ Дети-Взрослым, Дети - Детям
Пятидневный методический марафон завершился дискуссией, которую подготовила и провела Кулешова Ю.М. Необычность формата, заданного автором, заключалась в том, что в дискуссию умело включены элементы игры, образы и метафоры. В дискуссионном поле оказались весьма сложные и неоднозначные вопросы, например: «Возможен ли баланс между индивидуальностью и коллективизмом? Послушанием и свободой? Соборностью и авторством?», «Что мешает свободе субъектности?» или «Каким должен быть взрослый, влияющий на становление субъектности ребенка?». Оппонентами ведущей выступили педагоги, подготовившие весомые аргументы для ответа на поставленные вопросы. Дискуссия стала ярким, динамичным событием для подведения итогов Методической недели «Ситуации рождения субъектности».
Насыщенная встречами, общением, совместными действиями неделя прошла результативно. В ней было место и время для коммуникации, творчества, кооперации, действий, размышлений о себе и своем окружении. Возможность создавать новые контексты для самореализации и самовыражения – положительный ответ на вопросы о субъектности, наличии условий в Лицее для ее развития.