searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

ФЕВРАЛЬСКИЕ «ДНИ НАУКИ» – ТРАДИЦИОННОЕ ПОГРУЖЕНИЕ ЛИЦЕИСТОВ В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРАКТИКИ

Опубликована: 01.03.23.

8 февраля в МБОУ «Лицей №2» состоялся запуск образовательного события «Дни науки». В творческой программе открытия в актовом зале лицеисты узнали об ученых и изобретателях, о мировой науке сегодня и современных достижениях сибирских ученых за последние годы, порадовались научным результатам обучающихся лицея за прошедший год.

 

Директор Юлия Михайловна Кулешова поприветствовала всех участников значимого и интересного события и пожелала лицеистам новых исследовательских горизонтов, активного внедрения идей в практику. Лицеистов поздравил с Днём российской науки выпускник лицея, экс-президент научного общества лицеистов «Вектор», а теперь студент РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Евгений Макаров.

Директор Иркутского филиала Сибирского отделения Российской академии наук академик Игорь Вячеславович Бычков поприветствовал лицеистов и поздравил их с замечательным праздником, поблагодарил сотрудников и обучающихся за активное участие в продвижении идей проекта «Базовые школы РАН».

В завершение открытия заместитель директора Ю. В. Ткачева и президент НОЛ «Вектор» Тимофей Никонов рассказали о программе Дней науки. Вокальный ансамбль лицея, юные домристки и чтецы украсили своими выступлениями праздничное событие.

10 февраля состоялся второй день образовательного события «Дни науки» под названием «Мир наук мы открываем!». В этот день в лицее прошли уроки-открытия по разным учебным предметам, на которых лицеисты узнали как об истории важных научных открытий, изменивших мир, так и о новейших достижениях в области изучаемого предмета. Также они сделали собственные открытия — обнаружили новые правила, закономерности, свойства изучаемых объектов, новые способы деятельности и многое другое.

Известно ли вам, что одуванчики имеют набор хромосом, качественно близкий к человеческому? На «Эвристическом марафоне», организованном Д. М. Рычковой, 7-классники не только узнали об этом открытии, но, осмыслив его, дали ответ на вопрос: Как можно использовать данную информацию при контроле работы атомной электростанции?

В. Ю. Конева начала урок литературы со вступительного слова о памятной дате А. С. Пушкина – 10 февраля, зачитав его стихотворение «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» и вспомнив интересные факты из биографии великого поэта. «Каждый человек – это открытие» стало ключевой мыслью урока. Лицеисты всегда с интересом открывают для себя факты биографии и творчество классиков русской литературы. На этом уроке учащиеся с новой неожиданной стороны открыли для себя творчество А. П. Чехова.

Урок английского языка в 10 классе начался с прослушивания песни группы "Foreigner" «Ослеплëнный наукой». По сравнению с 1970-ми, когда эта песня стала хитом, мы далеко ушли по дороге прогресса, но не перестали задаваться вопросом: к чему ведут научные открытия? И почему при всех чудесах науки и техники мы не стали счастливее? Эти вопросы учащиеся гуманитарного профиля обсудили с Ю. В. Ткачевой. Основная часть урока была посвящена важному открытию на стыке лингвистики и информационных технологий — онлайн-переводчикам. Учащиеся анализировали и сравнивали «продукты» онлайн-переводчиков 10-летней давности и сегодняшних, таким образом выяснив, что качество перевода значительно выросло, однако необходимо следовать определенным правилам работы с онлайн-переводчиком. Эти правила и стали главным открытием обучающихся на уроке.

В День открытий лицеисты 9-11 классов стали участниками лектория, организованного Иркутским филиалом СО РАН. Старшеклассникам базовых школ РАН было прочитано 8 лекций: по математическому моделированию (лектор А. Л. Казаков, Институт динамики систем и теории управления СО РАН), о землетрясениях, ландшафте, современных географических открытиях (лекторы - сотрудники Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН Н. А., Радзиминович, А. Ю. Бибаева, Е. Н. Иванов), об открытии новых минералов (лектор Е. В. Канева, Институт геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН), о создании новых лекарственных препаратов в Иркутском институте химии СО РАН (лектор М. Д. Гоцко). В завершение 2 дня образовательного события в паблике лицея в социальной сети «ВКонтакте» был запущен традиционный лицейский конкурс «Лекториум» по содержанию прослушанных лекций.

Мы надеемся, что День открытий запомнится учащимся базовой школы РАН неожиданными научными фактами, увлекательными формами работы, поисковой активностью и самостоятельными выводами, важными для дальнейшего обучения.

Третий день под названием «Проект самого себя!» стал важным для лицеистов 5-8 классов, которые приняли участие в проектных сессиях и творческих площадках, посвящённых проектной деятельности как основе для самоопределения, самоизменения, самореализации.

Утром 13 февраля учащиеся 6-7 классов в актовом зале стали участниками «Разговора о важном», который провели заместитель директора Ю. В. Ткачева и ученики 9-11 классов, члены научного общества "Вектор" Е. Кулиева, Е. Матюхина, К. Жевлакова, Т. Никонов, Б. Константинов, Е. Тугарин. Эти лицеисты – неоднократные участники профильных программ и конкурсных событий образовательных партнёров лицея – рассказали о личном событийном опыте, ставшем причиной их личностного развития, пожелав младшим ребятам упорства, целеустремлённости в освоении новых практик, уверенности в собственных силах. Педагоги Е. А. Зимарева, Н. Б. Кокорева, М. В. Семенова в этот день организовали для 5-классников творческую площадку «Проект: от идеи до результата». Помощниками в проведении площадки, а затем экспертами на презентации проектов стали три лицеиста из научного общества «Вектор»: Т. Никонов, Н. Заворотний, К. Жевлакова. Эта площадка явилась логичным продолжением первой встречи под названием «Что такое проект?», где 5-классники пробовали свои силы в групповом проектировании на основе кейсов. В этот день первые проектные замыслы получили своё развитие и были представлены одноклассникам и экспертам. В апреле планируется третья, последняя в этом году встреча. Её итогом станут подробные планы-проспекты будущих проектов, которые после доработки могут быть представлены учащимися уже 6-х классов на лицейской научно-практической конференции в октябре.

Продуктивным завершением дня стала проектная сессия в 8 классах, организованная в форме стендовой презентации проектного замысла. Каждая из 22 групп учащихся выступила перед экспертами – учителями лицеями и приглашенными представителями предприятий-партнеров – с проектной идеей и конкретным планом её реализации. Юные проектанты получили от экспертов полезные рекомендации по развитию проектного замысла и воплощению в жизнь своих интересных и оригинальных идей. Очень важно было увидеть вдохновение, креатив и талант лицеистов. Мы убеждены, что в совместной работе, в сотрудничестве с одноклассниками и старшими наставниками рождаются замечательные, порой уникальные продукты, которые не только смогут изменить к лучшему окружающий мир или хотя бы маленькую его часть, но и станут для учеников точкой их саморазвития, проектом себя!

Четвёртый день прошёл 15 февраля под лозунгом «Игра – это наука!». В этот день на переменах лицеисты стали участниками игровых площадок, на которых нужны были не только смекалка и везение, но и научные знания, логика мышления, умение анализировать и делать выводы. Организаторы площадок — ребята из научного общества «Вектор» – предложили лицеистам весёлые соревнования в переводе пословиц с научного языка на привычный русский, угадывании названий Шнобелевских диссертаций (получивших премию года за самое абсурдное исследование), сдаче сложного экзамена под названием «ËГЭ» по необычным дисциплинам мультфильматике, сыркознанию, утковедению и даже в области куинологии – науки о песнях знаменитой группы “Queen”. Большой популярностью пользовались площадки 1 этажа «Научная графика» и «Профессиональный крокодил», а на 3 этаже развернулись дебаты на самые злободневные научные темы. Победители получали фирменные жетоны, которые можно было в конце дня обменять на сладости.

После уроков в актовом зале педагоги Е. П. Пинаева и Е. В. Крылова провели квиз для старшеклассников на тему «Компетенции XXI века». Пять команд из 10-11 классов состязались в знании навыков, востребованных в современном мире, профессий, уходящих в прошлое, и новых профессий будущего. В завершение квиза каждая из команд представила образ профессионала XXI века и аргументированно доказала выбор компетенций, которые обусловливают востребованность такого специалиста в самых передовых сферах науки и технологий. Победу одержала команда 11 «В» класса, с минимальным отрывом заняла 2 место команда 11 «Б».

В продолжение игрового дня кафедра математики организовала для учащихся 5-6 классов соревнование по финансовой грамотности, а кафедра филологии – для 6-7-классников квест по читательской грамотности.

В процессе подготовки к последнему В. Ю. Конева и И. В. Трубилова провели кропотливую работу по подбору текстов с актуальным содержанием, заданиями высокого уровня сложности. Учащиеся работали в командах и показали достойные результаты. Порадовали десятиклассники, которые серьёзно отнеслись к взаимодействию с младшими. Они ответственно давали оценку деятельности, одновременно став для ребят наставниками. День получился насыщенным, увлекательным и вкусным для учащихся всех возрастов. Лицеисты в очередной раз убедились, что игра – это не просто развлечение, это целая наука для тех, кто стремится раздвинуть свои научные горизонты!

Самой массовой площадкой пятого дня под названием «Культуру – в массы!» стал Музей занимательных наук, который организовали 17 февраля педагоги С. В. Анисимова и Н. Б. Кокорева. Основная концепция музея – презентация промежуточных результатов освоения курса «Школа начинающего исследователя» в форме коммуникации между автором экспозиции и посетителями. 5-классники представили свои изобретения, продукты проектной деятельности, а также опыты и эксперименты, имеющие практическую значимость. Не остались в стороне и учащиеся 6 классов, которые доработали идеи прошлого года и показали улучшенные продукты. В стенах музея можно было стать свидетелем извержения вулкана и появления «фараоновой змеи» из смеси химических веществ, выведения сложных пятен с ткани нетрадиционными средствами и производства «грелок» для рук, работы экзопротезов в опасных условиях и создания стула системы «Тенсегрити» своими руками и многого другого. Одноклассники авторов работ и старшие лицеисты – гости музея – не только посмотрели экспозиции, но и расспросили авторов о том, как возникла идея работы, сколько времени ушло на её воплощение, кто из взрослых оказывал помощь и где могут быть использованы полученные результаты. Многие посетители написали свои впечатления о работе экспозиций музея на листах отзывов.

В продолжение дня, посвящённого взаимосвязи науки с культурой, шесть лицеистов 8-11 классов приняли участие в IV Научно-практической конференции школьников «Актуальные проблемы здорового образа жизни у детей и подростков», организованной Научным центром здоровья семьи и репродукции человека (г. Иркутск). Наши учащиеся представили на площадках конференции работы, посвящённые культуре здорового образа жизни в современных условиях. Интересно и полезно было получить от именитых экспертов рекомендации, которые в будущем помогут развивать эти исследования. Тезисы выступлений 11-классниц Ксении Курбатовой о проблеме донорства костного мозга и Полины Липовских о биохимии печали были приняты к публикации в сборнике материалов конференции.

Для 9-классников, которые завершают работу над проектами и готовятся к их презентации, Н. А. Кучменко провела информационно-инструктивную площадку. Лицеисты обсудили с педагогом возникающие затруднения в завершении работ и подготовке их к защите, был предложен алгоритм для составления текста доклада и рассмотрены требования к электронной презентации. Ещё два культурных события пятого дня были организованы информационно-библиотечным центром лицея и кафедрой филологии. Это литературно-музыкальная композиция и выставка научно-популярной литературы «Популярная наука». День оказался плодотворным и ценностно-значимым для всех его участников. Ведь наука, благодаря своей универсальности, общезначимости, безграничности является частью духовно-нравственной культуры, специфической сферой познания мира, общества и человека в нём.

Образовательное событие «Дни науки» завершилось 20 февраля работой 11 лабораторных площадок с участием лицеистов и слушателей народного университета. Учащиеся 5-8 классов и педагоги-ветераны со старшеклассниками-наставниками и педагогами лицея программировали и запускали беспилотники, рассчитывали траекторию полета бумажных самолётов, расшифровывали лингвистические коды, выполняли расчёты на цифровом естественнонаучном оборудовании, учили роботов рисовать и решали многие другие современные научно-технологические задачи.

По завершении работы площадок состоялась рефлексия с участием организаторов лабораторий, представителей научного общества лицеистов и гостей из Народного университета. Представители каждой площадки поделились новыми знаниями, впечатлениями и эмоциями. «Наша площадка была самой интересной!» – такие слова неоднократно звучали в актовом зале, ведь педагоги и лицеисты постарались вовлечь ветеранов педагогического труда в ту деятельность, которая наиболее актуальна и отвечает стратегическим направлениям развития нашей страны, поэтому приоритетна для образовательного процесса базовой школы Российской академии наук.

Дни науки завершились, оставив их участникам яркие впечатления и планы на будущее в виде идей масштабных проектов и увлекательных исследований, ожидания новых встреч с представителями науки и производства – проводниками в замечательный мир открытий.

Мы – наследники мудрого гения,
Мы шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Верим в чудо, Наука чьё имя!


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?