searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

КТО ЗНАЕТ «ЗАЧЕМ?», ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИДУМАЕТ «КАК»

Опубликована: 12.06.23.

Заканчивается ещё один учебный год. Для лицеистов и педагогов – это время подведения итогов, рефлексии, планирования деятельности на следующий год, построения перспектив. Смысл деятельности лицея отражён в его миссии: «Мы поддерживаем высокие цели и ценности наших обучающихся и создаем современную образовательную среду, обеспечивающую развитие их талантов и способностей, их жизненную и профессиональную успешность в будущем».

 

Всего в 2022-23 году в лицее обучалось 559 человек. Количество выпускников 9 классов – 72 человека. Выпускников 11 классов – 79 человек, обучающихся по четырём профилям: технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному.

В 2022-2023 учебном году лицей №2 продолжил усовершенствование модели профильной Базовой школы Российской академии наук через кластерные профильные наборы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, олимпиадно-конкурсного движения, событийной и проектной практики на лучших площадках школ, вузов, образовательных центров РФ. Такое образование уникально: сам старшеклассник совершает свой ответственный выбор и строит свою образовательную историю.

Реализованы новые программы «Математическое моделирование и оптимизация», «Бизнес-планирование и управление проектами», «Основы аналитической химии. Химические методы анализа», «Шаг в медицину», «Электроника и программирование на С++», «Интернет вещей», «Английский язык для специальных целей (профессий)» и многие другие. Авторы и ведущие программ – не только педагоги лицея, но и сотрудники вузов, организаций науки, промышленных предприятий. Рождается сильный, дружественный внешний круг наставников, тренеров и консультантов для детей и педагогов лицея, формируется сетевая школа. Образование 5-8 классов также строится через сцепки программ учебных предметов с вариативными, дополнительными программами, усиливающими прогресс лицеистов. Мы выбираем не столько то, что может и хочет учитель или ученик, а то, что будет работать на новый тип востребованных временем и ясно понимаемых нами результатов образования детей.

Лицей – участник Федеральной инновационной площадки «Развитие сетевой образовательной программы в старшей школе» при Московском городском педагогическом университете. Всё в образовании начинается с готовности педагога. В уходящем учебном году педагоги лицея приняли участие в уникальных практиках:

  • Открытая краевая метапредметная олимпиада (РИНО ПГНИУ, Институт «ПрЭСТО»): Стройнова Т. И., Сорокин А. Г., Конева В. Ю., Крылова Е. В., Петрова Е. М. Получен колоссальный опыт по проведению метапредметных испытаний, который был представлен на нескольких площадках в нашем городе.
  • V Съезд тренеров-технологов (МГПУ, НИИ Урбанистики и глобального образования): Кучменко Н. А., Белошапкина А. И.
  • Интенсив «Архипелаг – 2022» в формате организационно-деятельностной игры «Сетевое взаимодействие образовательных систем, развивающих человеческий потенциал» (СевГУ, г. Севастополь): Кулешова Ю. М., Антонова Е. А., Ткачева Ю. В.
  • Педагогический коллектив активно участвует в программе Университетского семинара МГПУ по теме сетевого образования как новой парадигмы.

Педагогами освоены программы повышения квалификации «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик» (13 педагогов), «Практикум актуальных преобразований: проектирование образовательных систем на принципах сетевой кооперации» (3 педагога), программа профессиональной переподготовки «Тьютор-наставник профессионального самоопределения и карьерных программ» (2 педагога); программы повышения квалификации РАН «Троицкая школа учителей физики» и «Новосибирская школа учителей математики и информатики» (2 педагога).

Полученные компетенции и опыт воплотились в содержании лицейских педагогических событий. Организованы «Методические дни» по теме «Ситуации рождения субъектности». Пятидневный марафон-погружение в проблемные вопросы по развитию субъектности взрослых и детей прошел продуктивно: творческие презентационные площадки, интерактивные лекции, открытые уроки, студии, фестиваль инициатив, панельная дискуссия сделали лицей пространством коллективного действия, самостоятельности, самопознания и самообразования.

Проведены три практико-ориентированных педагогических совета: «Перезагрузка: образовательная среда Лицея-22. Что? Зачем?», «Ситуации и условия рождения субъектности», «Фестиваль успешных практик. Маршрутами идей, проб, практик, проектов, событий 2022-2023». Инновационные формы организации педсоветов: стратегическая сессия, мозговой штурм, педагогическое кафе, дискуссия нацелены на взаимодействие, взаимообучение, обсуждение вопросов образования «на одном профессиональном языке», формирование коллектива «одной силы», СО-ратников, принимающих СО-трудничество, работающих на СО-бытийность образования.

Важным событием 2022-2023гг. для лицея стало участие в конкурсе «Мультилаб En+». Разработана дорожная карта проекта, реализация которой планируется в рамках Центра компетенций «ЛицеУМ» с сентября 2023 г. Шаги в этом направлении уже сделаны – наиболее успешные лицейские практики, которые лягут в основу деятельности Центра, были включены в программу региональных научно-практических конференций «Потенциал XXI века – Шаг в будущее» и «Юные техники и изобретатели Приангарья».

Лицей – не только площадка для проведения региональных отборочных этапов престижных всероссийских конференций «Шаг в будущее» и «Юные техники и изобретатели Приангарья», но и организатор региональных делегаций для участия в их финальных этапах в г. Москва. В 2022-23 учебном году общее количество участников региональных конференций на базе лицея – 146 школьников из Иркутской области, количество участников делегаций на заключительных федеральных этапах – 37 человек.

Педагогами Лицея успешно проведена очередная метапредметная олимпиада «Мета-SKILLS» для учащихся школ города. Понимание контекстов, управление информацией, коммуникация и командность, достижение целей и креативность – это всегда уникальная и востребованная практика олимпиады для приобретения компетенций, которые будут актуальны на протяжении всей жизни. Так считают сами организаторы и её участники – обучающиеся школ №1, 24, 30, 32, 42, лицея №1.

В этом году Лицей продолжил сотрудничество с градообразующим предприятием ПАО «РУСАЛ Братск» по реализации ряда профориентационных и образовательных программ. Проведены два чемпионата «Строим Эко-город» в рамках Инженерных каникул для лицеистов и их родителей и III Турнир города Братска по конструированию (КУБОРО) на кубок РУСАЛа для школьников школ города Братска и Братского района.

В 2022-2023 учебном году расширили модель преемственности в проектной деятельности. Лицеисты входят в проектную деятельность в 5 классе через курс «Школа начинающего исследователя» и наставнические практики от Научного общества лицеистов «Вектор». Теперь 6-7 классы занимаются социальным проектированием на научной и образовательной подложках. Полученные опыт, компетенции становятся основой для самостоятельного группового проектирования в 8-х и индивидуального в 9-10-х классах, где проектно-исследовательская деятельность уже является частью образовательной программы и курируется сотрудниками РАН и вузов. Наставники проектов заинтересованы в привлечении современных форм сопровождения обучающихся в проектах: проектные сессии с Центром молодёжных инициатив и внешними наставниками, тренинги, консультации по коммерциализации, ярмарки проектов и стартапов, стендовые защиты. «Неучебные» проекты – в фокусе у молодых изобретателей, поэтому они высокотехнологичные, отвечающие современным вызовам науки и общества, содержащие чёткий план реализации и грамотные экономические расчёты, что подтверждено высокими оценками компетентных экспертов.

В 2022-23 учебном году лицеисты громко заявили о своих научно-технологических и интеллектуальных достижениях в событиях федерального и международного уровней:

  • Международный форум научной молодёжи «Шаг в будущее»: Запорожских А., Нефедова Е. (призёры 2 степени), Кучменко И., Омелюк Д., Прозорова Э., Афанасьева Д., Метелькова А., Якобчак С., Шарабарина В. (призёры 3 степени);
  • Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе РФ: Кучменко И., Омелюк Д. (победители в номинации «ИТ и образование»);
  • Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»: Никонов Т. (призёр в номинации «Агропромышленные и биотехнологии»), Запорожских А. (призёр в номинации «Современная энергетика»), Кучменко И. (финалист в номинации «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение»);
  • 38-я международная научная конференция «Ляпуновские чтения»: Л. Тюшкевич (победитель), А. Агеев (призёр 2 степени), М. Чикуров, Е. Соколовская, М. Насонов (призёры 3 степени);
  • XXI Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее. ЮНИОР»: Данилова Д., Романова А. (призёры 2 степени);
  • Всероссийская олимпиада «Высшая проба»: Земцова М. (английский язык, призёр 2 степени);
  • Всероссийская олимпиада для школьников «Язык. Перевод. Профессия» (ТГУ): Дьяченко А. (победитель);
  • Всероссийская олимпиада «13-й элемент. ALхимия будущего»: Карнаухова Е. (победитель), Ефремов Л., Матюхина Е., Заворотний Н., Кормилицын А., Журавлева О. (призёры 2 степени); Лесных У. Денисенко Д., Ивашин Л., Желтова В., Журова Е., Фоос М., Кондаков М., Меньшикова Е. (призёры 3 степени).
  • Четвертый Национальный Фестиваль по робототехнике «Екатеринбург 4.0»: Поляков С., Кондаков М., Канев А. (призёры 2 степени в номинации «Лучшая игра роботов»).

В поддержку развития талантов лицеистов участвовали в профильных сменах Образовательного центра «Персей», в научных образовательных программах Иркутского филиала СО РАН, организовали научные каникулы в исследовательские институты и вузы г. Иркутска.

Лицеисты многократно становились победителями и призёрами интеллектуальных состязаний, научных и инженерно-технологических событий регионального и межмуниципального уровней. Наиболее успешными наши обучающиеся стали во II Региональной конференции проектно-исследовательских работ школьников 8-11 классов «Наука. Технологии. Интеллект» (ИрФ СО РАН), Региональном треке Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», Региональных чемпионатах компетенций и корпораций «ЮниорПрофи», Межмуниципальном фестивале науки и робототехники (БрГУ) и многих других.

Наставниками в достижении лицеистами успеха стали педагоги Пинаева Е. П., Корзик Е. В., Архипова Т. Ю., Семенова М. В., Кучменко Н. А., Кулешова Ю. М., Белошапкина А. И., Конева В. Ю., Кондратенко Ж. А., Филичева И. В., Ткачева Ю. В., Зверев Д. А., Петрова Е. М., Волкова Ю. А., Зимарева Е. А., Лисовская Т. Н., Кульгин П. В., Сорокин С. П., Нурминская Ю. В.

Спортивные достижения лицеистов не менее значимы для города и региона. Команды лицея №2 стали победителями муниципального чемпионата по шахматам «Белая ладья», турнира по баскетболу среди сборных команд юношей из образовательных учреждений Центрального округа, легкоатлетической эстафеты, посвящённой 9 мая, соревнований г. Братска по завязыванию туристических узлов, по мини-волейболу среди мальчиков и девочек 5 классов. Призовые места лицеисты получили в финале «Президентских состязаний» среди пятых классов, в Президентских спортивных играх среди юношей и девушек 2008-2009 г. р. Наставники юных спортсменов – Давзит Г. В., Степанов О. Л., Хохлов А. С.

Поддержка и развитие управленческих инициатив обучающихся реализуется через их включение в коллективную творческую, научную и социально-значимую деятельность. В лицее создан и активно работает Первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Важные направления деятельности РДДМ:

  • Волонтёрство и добровольчество (концертная программа для инвалидов, связь с ветеранами и тружениками тыла, проведение благотворительных акций и ярмарок, мероприятий в поддержку животных, деятельность по сохранению окружающей среды);
  • Наука и технологии (организация и проведение Дней науки, ежегодной лицейской НПК «Потенциал 21 века», экспертная деятельность на защите проектов, наставническая деятельность по вовлечению младших лицеистов в проектно-исследовательскую деятельность;
  • Медиа и коммуникации (освещение лицейских событий, фото- и видеосъёмка, социальные видеоролики, развитие сообщества в социальной сети «ВКонтакте»);
  • Культура и искусство (организация праздников и культурных событий).

Большое внимание уделяется профориентационным практикам. Лицеисты стали участниками экскурсий на предприятия (ПАО «РУСАЛ Братск», ПАО «Мечел», «БратскХимСинтез», БСТ Братск, АО «Группа ИЛИМ», Аэропорт «Братск», СберБанк) и профессиональных проб в организациях СПО. Самым крупным профориентационным событием для учащихся 9-11 классов в лицее стал «Мастерград». 26 площадок различных направлений с участием квалифицированных специалистов в самых разнообразных областях позволили учащимся прикоснуться к реальной профессиональной деятельности через практику.

В лицее запущен новый уникальный проект «Клуб выпускников Лицея №2 г.Братска». В социальной сети «ВКонтакте» создано сообщество для объединения интересов лицеистов, выпускников и педагогов. Выпускники поддержат профильные, вузовские, карьерные и, в целом, жизненные интересы лицеистов через участие в уже развивающихся направлениях работы клуба – «Вспоминая лицей», «Прогулки по вузам», «Мастер-класс от профессионала», «Истории успеха выпускников лицея». А направление «Проектория с наставником» станет ещё одним качественным ресурсом для разработки старшеклассниками высокотехнологичных профессионально-ориентированных проектов с кураторами – выпускниками лицея.

В 2022-23 учебном году лицей продолжил традицию клубных встреч для родителей, где взрослые обсуждали важные темы детско-родительских отношений, тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка, изучили особенности организации проектной деятельности в Лицее.

Мы строим открытое образовательное пространство. Взаимодействие лицея и семьи – одно из важных условий в сопровождении становления личности каждого ребенка. Полностью реализована программа по включению родительской общественности в событийную среду лицея, в совместное творчество детей и взрослых.

Так продуктивно заканчивается этот учебный год. Более подробно образовательный опыт и высокие результаты лицея представлены в декабрьском номере федерального издания «Успех как стиль жизни». Статья раскрывает наши приоритеты, традиции, векторы развития и ценности.

Если спросить педагогов лицея: «Зачем вам все это надо?», они без сомнения ответят: «Мы хотим быть современными и интересными нашим ученикам». А талантливые лицеисты стремятся к новым достижениям и открытиям. Вместе мы ставим всё более высокую планку, бережно сохраняем традиции и выбираем направление движения в будущее. И уже сегодня знаем, как стать лучше.

Материал подготовили:
директор МБОУ "Лицей №2» Ю. М. Кулешова,
заместители директора А. И. Белошапкина,
Н. А. Кучменко, Ю. В. Ткачева


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?