searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХЕ

Опубликована: 13.11.23.

Если вы думаете, что лучшие вузы России находятся только в Москве и Санкт-Петербурге, мы готовы с вами поспорить, потому что один из самых рейтинговых университетов, занимающий 9 строчку в результатах исследования агентства "RAEX" 2023 года, находится в Сибири. Это Национальный исследовательский Томский политехнический университет, сокращённо – (НИ) ТПУ. Или Томский политех, как неформально называют его студенты и педагоги.

Два года назад Лицей №2 заключил с ТПУ договор о сотрудничестве. За это время уже привычными для нас стали работа приёмной комиссии вуза в лицее, участие наших обучающихся в конференциях и профориентационных лекциях в онлайн-формате. И вот, наконец, у лицеистов появилась возможность воочию увидеть инженерные школы Томского политеха, пообщаться с учёными и окунуться в научную среду исследовательских лабораторий.

 

 

Профильная смена была организована для 28 лицеистов 8-11 классов с 30 октября по 2 ноября, в период осенних каникул. Томск встретил нас холодной зимней погодой и исключительно тёплым приёмом организаторов смены.

В день приезда 30 октября участники смены успели не только разместиться в гостеприимном профилактории университета и вкусно поужинать в кафе, но и побывать на экскурсии в Фонде редких книг Научно-технической библиотеки ТПУ, освоить технику письма пером, решить старинные задачи по математике и русскому языку и даже посоревноваться в кибер-спорте.

ТПУ – огромный вуз, в состав которого входят 11 инженерных школ. Более 20 учебных и научных корпусов и кампус университета занимают большую площадь в историческом центре прекрасного старинного города. Да и сам Томский политех далеко не молод, нынче ему исполнилось 127 лет. Опыт, традиции и инновации с успехом сочетаются здесь, обеспечивая высокий, современный уровень университетского образования.

Первой для нас открыла свои двери 31 октября Инженерная школа энергетики. В конференц-зале на профориентационной лекции потенциальные абитуриенты получили информацию о вузе, о направлениях подготовки и условиях поступления в инженерные школы, о преимуществах обучения в ТПУ. А преимущества, действительно, существенные – это и уникальные специальности, подготовку по которым осуществляет Томский политех, и активная научная и проектная деятельность студентов, и комфортабельные, современные общежития в центре города, и разнообразные программы материальной поддержки студентов, и множество досуговых объединений для активной студенческой жизни.

Лицеисты посетили четыре лаборатории, где получили представление об исследованиях, которые проводит Инженерная школа энергетики. Лаборатория перспективных материалов энергетической отрасли занимается разработкой электродуговых методов с получением полезных продуктов для промышленности. Так, например, карбиды – соединения с углеродом –перспективные катализаторы для ключевых технологий энергетики, поскольку способны заменить драгоценные металлы в этих процессах и сделать их более экономичными.

В лаборатории «Введение в энергетику» гостям продемонстрировали опыты, иллюстрирующие процессы, происходящие в энергетике, показали, как выглядит электромагнитное поле. Лицеисты попробовали самостоятельно вырабатывать энергию, а затем стали участниками увлекательного энергетического квиза. Победители и призёры квиза получили призы – футболки и сувенирную продукцию с логотипами ИШЭ.

В лаборатории «Моделирование электроэнергетических систем» ребята познакомились с разработкой методов высокоточного моделирования процессов производства, распределения и потребления электроэнергии в современных энергетических системах.

В двухуровневом высоковольтном зале ИШЭ имеется единственный в Сибири генератор импульсных напряжений на 1 миллион вольт и другое уникальное высоковольтное оборудование. Лицеистам удалось понаблюдать за проведением экспериментов: разряды в воздухе на постоянном и переменном напряжении.

В тот же день после обеда преподаватели и студенты Инженерной школы новых производственных технологий организовали квест «Техногики» для опорных школ трёх городов – Братска, Ангарска и Стрежевого. Умеете ли вы определять марку стали по цвету и форме искры? Сможете ли собрать устройство по чертежу в разрезе? Запрограммировать робота для точного захвата предметов? А получить белый цвет из лучей трёх цветных фонарей? Разбившись на команды в составе 7 человек каждая, школьники и педагоги побывали на 10 площадках квеста, где решали практические задачи по физике и фотонике, материаловедению, машиностроению, робототехнике, а также прошли викторину от ИШНПТ ТПУ. По итогам квеста одна из команд лицея №2 заняла призовое место. Остальные получили заряд бодрости, открыли для себя новые научные факты, увидели современное промышленное оборудование в действии и просто отлично провели время.

Второй день пребывания в Томске завершился для наших учеников киберспортивными соревнованиями и посещением бассейна «Политехник».

1 ноября нам удалось побывать ещё в двух школах Томского политеха – Инженерной школе химических и биомедицинских технологий и Бизнес-школе. Международная научно-исследовательская лаборатория «Невалентные взаимодействия в химии материалов» достигла успехов в создании функциональных материалов. Одно из современных направлений исследований – возобновляемые химические вещества, в частности, валоризация пластика для его повторного использования. Сотрудники лаборатории показали лицеистам ультрасовременное оборудование – сверхточные микроскопы с системой Раман, позволяющие проводить исследования в микро- и нано-масштабах, световые микроскопы, приборы для проведения рентгеноструктурного анализа и многое другое.

В учебно-научной лаборатории Кафедры экспериментальной физики изготавливают имплантанты из различных материалов для восстановления дефектов лица и черепа, замены мочеточников и кровеносных сосудов при помощи 3D-печати. Лицеисты попробовали напечатать брелоки для ключей, а одному из них даже удалось изготовить имплантант кровеносного сосуда из полимерного материала при помощи технологии электроспиннинга.

В Бизнес-школе ТПУ лицеисты прослушали короткую лекцию о технологиях бережливого производства. Эта концепция рационализации бизнес-процессов стала очень популярной в последние десятилетия, ведь многие компании уже похоронили множество перспективных проектов именно из-за несоблюдения принципов бережливого производства. Бизнес-школа имеет хорошо оборудованные просторные лаборатории для практических занятий и проектной деятельности, где будущие предприниматели оттачивают свои навыки. Фотосъёмка в лаборатории и квиз по предпринимательству стали приятным дополнением к новым знаниям.

Для многих участников смены наиболее запоминающимся оказался визит в Инженерную школу природных ресурсов. На базе ИШПР размещено большое количество современного оборудования, уникальных коллекций, стендов и тренажеров. Организаторы придумали для нас впечатляющее интерактивное событие с использованием этого оборудование в форме квеста. Лицеисты познакомились с техникой работы с теодолитом, рассчитывали углы и расстояния, в режиме виртуальной реальности побывали на производственном объекте, поработали на нефтегазовом оборудовании, почувствовали себя геологами, пытаясь распознать минералы, разгадывали спрятанные в головоломках специальные термины. Днём, во время пребывания в бизнес-школе, мы заметили необычный для учебного помещения антураж. «Это наши студенты ждут школьников на Ночь абитуриента», – пояснили нам сотрудники бизнес-школы. День завершился увлекательной программой с конкурсами, развлечениями, тематическими играми и фотосессией от профессионального фотографа.

2 ноября уже немного уставшие от плотного графика, но в предвкушении новых открытий, мы с лицеистами отправились в Инженерную школу информационных технологий и робототехники. У входа в лабораторию нас встретил Promobot – сервисный робот, созданный отечественными учеными. Наш новый знакомый не только владел информацией об университете, но знал наизусть короткие стихи и анекдоты. Совершенно не смущаясь в большой компании, робот спрашивал нас, верим ли мы в любовь с первого взгляда.

В ИШИТР нам показали площадки для проектирования в области ИТ, робототехники, управления БПЛА и последние разработки студентов, познакомили с актуальными направлениями исследований: техническое зрение и распознавание объектов, подводная навигация, роботизированные комплексы для медицины, большие данные.

Представления лицеистов о направлениях исследований университета значительно расширились при посещении Научно-образовательного инновационного центра «Наноматериалы и нанотехнологии» (Нано-Центра ТПУ) и Инженерной школы ядерных технологий (ИЯТШ). В Нано-Центре осуществляют опережающую подготовку элитных специалистов в области нанотехнологий. Это современное и перспективное образовательное направление, и мы в этом убедились, прослушав лекцию о технологиях создания наноматериалов и посетив лаборатории, где синтезируют нанопорошки для эффективного производства керамики, для радиационной защиты электроники и др.

ИЯТШ обладает уникальным оборудованием для обучения студентов и исследовательской деятельности: учебно-исследовательский ядерный реактор, циклотрон, комплекс ускорительной техники. Ядерный реактор стал последним, но одним из самых необычных и волнующих мест, побывать в которых довелось участникам смены. Реактор находится за чертой города, в посёлке Спутник, и состоит из 17 зданий и сооружений. На входе – серьезная пропускная система. Списки посетителей согласовываются с военными, объект охраняют войска Росгвардии.

Несмотря на пугающее название, ядерный реактор не имеет ничего общего с фильмами-катастрофами. Реактор – это бассейн глубиной 7 метров, на дне которого находится активная зона, вырабатывающая поток нейтронов и гамма-излучение. Через стекло можно видеть эффект Вавилова-Черенкова – свечение, вызываемое заряженными частицами, которые движутся со скоростью выше скорости света.

Как используется гамма-излучение в ядерном реакторе ТПУ? Оно идёт на изготовление препаратов для диагностики и лечения онкологических заболеваний у людей и животных по собственным технологиям, на окрашивание драгоценных камней, на улучшение свойств кремния, необходимого для производства электроники.

А какие впечатления остались у самих лицеистов, участников профильной смены? Давайте узнаем.

Ефремов Лев, 9 «Б» класс: Эта поездка была очень интересной. Нам рассказали про различные образовательные направления и проводили много разнообразных мероприятий. Полученная информация вызвала у меня большой интерес к выбору данного учебного заведения. На презентации, проведённой для лицеистов, нам рассказывали, что в ТПУ много инженерных школ, а, следовательно, с выбором направления обучения у меня не будет проблем.

Олешевец Егор, 9 «Б» класс: Поездка была замечательной! Лично я узнал много нового и познавательного, а также познакомился с интересными людьми в университете. Одним из них был Алфа – он занимается изучением и развитием нанотехнологий.

Сабурова Мария, 10 «Ф» класс: Я очень благодарна организаторам программы за столь интересное времяпровождение. Меня увлекли рассказы студентов об обучении в разных школах. Было что послушать и что извлечь нового для себя. Преподаватели доказали, что не только парни могут быть инженерами, но и девушки тоже! Благодаря ребятам, я открыла для себя много новых и захватывающих отраслей, в которых хочу себя попробовать. Этот университет будет местом, куда в будущем я подам свои документы для поступления.

Егорова Софья, 8 «В» класс: Это была самая лучшая поездка в моей жизни! Очень понравился политех и все, кто проводил экскурсии по его корпусам. Обязательно присмотрюсь к возможности поступления туда после 11 класса. Также хотелось бы сказать отдельное спасибо преподавателям, которые заботились о нас все это время.

Мы, в свою очередь, хотим сказать слова благодарности администрации Томского политехнического университета за тёплый приём, оказанный нашим обучающимся.

Выражаем признательность создателям программы и главным организаторам профильной смены – ответственному секретарю приёмной комиссии ИШЭ ТПУ Александре Алексеевне Киреевой и ведущему эксперту отдела организации набора Ольге Владимировне Шабаловской. Благодаря вам наши научные каникулы стали запоминающимся событием и стартовой точкой выбора профессии для многих лицеистов.

Большое спасибо сотрудникам Отделения электроэнергетики и электротехники ИШЭ ТПУ Арине Андреевне Свинуховой, Владиславу Викторовичу Гречушникову, Анатолию Юрьевичу Юшкову и Николаю Юрьевичу Рубану, доценту Отделения материаловедения ИШНПТ Ксении Петровне Толкачевой, инженеру Международной научно-исследовательской лаборатории «Невалентные взаимодействия в химии материалов» Алексею Алексеевичу Иванову, старшему преподавателю Бизнес-школы ТПУ Наталии Геннадьевне Максимовой, старшему преподавателю отделения нефтегазового дела ИШПР Оксане Владимировне Носовой, доцентам Отделения материаловедения НОИЦ НМНТ Галине Владимировне Ляминой и Алфе Эдисону Илеле, ассистенту отделения ядерно-топливного цикла ТПУ Владимиру Владимировичу Кнышеву, сотрудникам НТБ ТПУ Ирине Владимировне Котовой и Юлии Павловне Калинниковой, студентке 4 курса ИЯТШ Екатерине Самохиной и многим другим организаторам экскурсий, мастер-классов, квестов профильной смены, а также сотрудникам профилактория и столовой университета.

Наша искренняя благодарность директору лицея Юлии Михайловне Кулешовой за большой вклад в интеллектуальное становление обучающихся, за развитие партнёрских связей и всестороннюю поддержку научно-образовательных инициатив педагогов и лицеистов.

Материал подготовили:
Ю. В. Ткачева, заместитель директора по ИР БШ РАН,
О. В. Чичигина, учитель русского языка и литературы,
О. Н. Ефремова, учитель ИЗО

При написании статьи использованы материалы официального сайта НИ ТПУ и сообществ инженерных школ в социальной сети «ВКонтакте»


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?