Учитель и адаптация ученика
Проблема адаптации учащихсяпри переходе к новому этапу образования, от дошкольного до высшегопрофессионального, в последнее время приобрела особую актуальность.Это связано с тем, что каждый учащийся в результате не один раз оказывается в ситуации адаптационногостресса. Он выражается в напряжении всех функциональных систем организма. У некоторых детей наблюдается двигательное возбуждение или,напротив, заторможенность, плохойсон, снижение аппетита. Следствиемадаптационного стресса являютсячастые жалобы на усталость и головные боли, всплеск простудных и обострение хронических заболеваний. Вот почему одно из условий безопасной жизнедеятельности ребёнка – это его успешная адаптация.
Анализ внешних и внутреннихфакторов адаптации к обучению в основной школе приводит к следующим выводам:
- успешность адаптации пятиклассников обусловлена совокупностьювнешних и внутренних факторов;
- к внутренним факторам относятся состояние здоровья пятиклассника, уровень интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость,самоконтроль поведения, работоспособность, дисциплинированность, добросовестность, решительность,коммуникативные способности, социальная смелость, учебная мотивация, а также степень сформированности учебной деятельности;
- к внешним факторам относятся экология, социально-экономические характеристикисемьи, особенности образовательнойсреды (согласованность программобучения, организация учебного процесса, тактика педагогических воздействий, согласованность требований к деятельности).
Важнейшимивнутренними факторами успешной адаптации к основной школе является сформированность учебной деятельности выпускников начальной школы и личностные особенности ученика: общительность, организованность, самостоятельность и способность легче переживать неудачи.
Важнейшими внешними факторами являются:
- особенности внутрисемейныхотношений, программа обучения,внеучебная деятельность возможностьтворческой самореализации ребёнкав учебной и внеучебной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников,
- на успешность адаптации пятиклассников влияет психолого-педагогическая компетентность педагогов(классного руководителя и учителей-предметников) и понимание родителями особенностей подростковоговозрастного кризиса.
В помощь учителю
- Анкета для пятиклассника Скачать
- Анкета для родителей Скачать
- Системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьников Скачать
- Анализ урока в период адаптации учащихся 5-х классов:Скачать
- Типовые задачи и критерии оценки действия нравственно-этического оценивания Скачать
- Учебная адаптация пятиклассиника (презентация) Скачать
- Установочный семинар в период адаптации (презентация) Скачать
- Итоги процесса адаптации учащихся (презентация, родительское собрание) Скачать
План проведения психолого–педагогического сопровождения первого периода адаптации на 2015-2016 учебный год
Цель: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса.
Задачи:
- развивать творческую образовательную среду, в которой формируется активная, самостоятельная личность с высокой самооценкой
- согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих
- обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство к требованию их усвоения
- разработать систему заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности.
Для успешной адаптации пятиклассников – команда заинтересованных педагогов и комфортная, благополучная образовательная среда!