Публичный доклад
Часть 5. Учебный план и режим работы лицея
Нормативно - правовой основой учебного плана МБОУ «Лицей №2» г. Братска на 2012 – 2013 учебный год являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 02.02.2011);
- Приказ Минобрнауки РФ №2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год».
- СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
- Региональный учебный план общеобразовательных учреждений Иркутской области, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобрнауки Российской Федерации №2783 от 18.07.2002.
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4408 от 24 февраля 2012г.
- Свидетельство о государственной аккредитации №2027 от 26.06.2012.
Учебный план определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, представляющих собой содержание определенных областей знаний и деятельности, адаптированных для целей образования, а также предоставляет порядок их изучения по учебным годам и классам, определяет предельно - допустимый объем учебной нагрузки.
В соответствии с лицензией на право ведения образовательных услуг реализует программы основного общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля. Профилями лицея являются предметы: математика, физика, информатика и ИКТ, углубление иностранного языка, химии, биологии по запросу обучающихся. Углубленное изучение требует не только увеличение часов на изучение данных предметов, но и предусматривает деление класса на две группы для ведения лабораторных, практических и семинарских занятий. Из имеющихся финансовых средств, как бюджетных, так и внебюджетных классы делятся на группы по предметам: информатика, иностранный язык в 5 – 11 классах, физика в 8-11 классах, математика в 5-11 классах, физическая культура в 10 – 11 классах, технология в 5 – 8 классах, черчение в 9 классах.
Основные цели среднего (полного) общего образования состоят:
- в завершении формирования у обучающихся средствами культуры, науки,
- искусства, литературы относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
- в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
- в развитии индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования;
- в обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно-значимой деятельности.
Обучение в лицее подразделено на две ступени:
- II ступень : 5-6 классы – пролицей; 7-9 классы – лицей;
- III ступень: 10-11 классы – лицей.
Все предметы инварианта преподаются по государственным программам для общеобразовательных учреждений и адаптированным программам, утвержденным на разном уровне.
Предметы и курсы регионального компонента направлены на формирование компьютерной грамотности, освоение информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего их применения в практической деятельности и интеграции с другими дисциплинами, сохранению и укреплению физического здоровья, закрепление ими навыков безопасности жизнедеятельности, социализации и адаптации в жизни, а также знаний о истории и географии родного края.
Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные интересы и склонности. Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию заказа и спроса на образовательные услуги, дает возможность реализовать индивидуальный запрос учащихся и самостоятельный выбор предметов различных дисциплин, их расширенного и углубленного изучения, способствует овладению навыками научно-исследовательской и проектной деятельности и готовит к продолжению образования в высшей школе.
Учебные курсы, входящие в компонент образовательного учреждения:
- расширяют базовые учебные предметы;
- дополняют профильные учебные предметы до уровня углубленного изучения.
Предметы, изучаемые углубленно на второй ступени, имеют логическое продолжение на III ступени обучения.
В 5-ых пролицейских классах реализуется принцип преемственности с начальной общеобразовательной школой, обеспечивается адаптация обучающихся к новым условиям и организационным формам обучения, а также создаются условия для дальнейшего обучения по профилю лицея.
Вводится интегрированный курс «Естествознание», воспитывающий ответственное отношение к окружающей среде. Пропедевческие курсы «Логические задачи», «Наглядная геометрия» способствуют формированию творческой и прикладной сторон мышления. Предполагается наполнение курсов разнообразными сложными задачами, что подготовит обучающихся к изучению курса алгебры в 7- 9 -ых классах на углубленном. Изучение физики в 7-9 классах ведется по разработанной учителем физики высшей категории МБОУ «Лицей №2» Филичевой И. В. авторской программе повышенного уровня изучения физики. Образовательная область «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура» изучаются на базовом уровне. В связи с профилем учреждения часы ИЗО в 7 – 9 классах по 1 часу переданы на черчение, используемая программа интегрирует курсы ИЗО и черчения, предусматривает использование ИКТ.
С целью создания условий для индивидуализации и самореализации обучающихся основной школы, а также в соответствии с социальным запросом предлагается выбор спецкурсов различной направленности в количестве 58 часов, а также программ дополнительного образования: научно-исследовательская работа в научном обществе «Вектор», театр-студия, социальное проектирование через занятия в творческих группах «Выбор профессий», «Игротека».
Образование на III ступени обучения, является преемственным по отношению к образовательному плану 5-9 классов. В учебном плане часы предметов представлены на базовом и углубленном уровне. Часы компонента образовательного учреждения направлены, в первую очередь, на углубленное изучение профильных дисциплин: физики, математики, информатики.
Предмет «Физика» углубляется за счет 3 часов школьного компонента.
Предмет «Информатики и ИКТ» в инварианте представлен 3 часами. Учитывая значимость иностранных языков как способа межкультурного общения, а также индивидуальный спрос обучающихся на углубленное изучение английского языка (на основании лицензии), часы компонента в 11 классе передаются на углубленное изучение иностранного языка через интеграцию со специальным курсом «Английский язык без проблем».
Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию индивидуальных запросов и профессиональных намерений, а также подготовку к единому государственному экзамену обучающихся старших классов через освоение программ:
- Сложные вопросы истории, 10-11 классы;
- Органическая химия для абитуриентов, 10 класс;
- Химия(профильный курс), 11 класс;
- Подготовка водителей транспортных средств, 10-11 классы;
- Атомы. Молекулы. Клетки, 10-11 классы.
- «Технология создания сайтов», 11 класс.
- «Решение задач с параметрами», 11 класс.
- Решение комбинированных задач эвристическим методом, 10-11 классы.
- Проектно - исследовательская деятельность, 10 класс.
- Азбука журналистики, 10 класс.
- Традиции и обычаи народов мира, 10 класс.
- Деловой английский, 10 класс.
- Традиции и обычаи народов мира, 10 класс.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (количество учебных занятий в неделю) соответствовала требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденным Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189:
Класс | Часов в неделю |
Класс | Часов в неделю |
Класс | Часов в неделю |
Класс | Часов в неделю |
5 | 32 | 7 | 35 | 9 | 36 | 11 | 37 |
6 | 33 | 8 | 36 | 10 | 37 | — |
Лицей работает в режиме шестидневной рабочей недели. Занятия проводятся в одну смену, их количество составляет 6 уроков ежедневно. Время начала занятий – 8.15ч., продолжительность урока – 40 мин. В расписание введены длительные перемены (15 мин., 20 мин.). Общая продолжительность перемен (динамических пауз) – 60 мин. Это позволяет обучающимся чувствовать себя комфортно: получить полноценный завтрак, двигательную разгрузку, восстановить эмоциональное равновесие, пообщаться с друзьями.
Расписание звонков представлено в таблице:
Урок | Время начала | Время окончания |
1 | 815 | 855 |
2 | 900 | 940 |
3 | 955 | 1035 |
4 | 1055 | 1135 |
5 | 1150 | 1230 |
6 | 1235 | 1315 |