Публичный доклад
Часть 6. Кадровое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса
Образовательный процесс в лицее в 2012-2013 гг. осуществлял опытный высокопрофессиональный коллектив, в котором трудились 53 педагога, в т.ч. 3 совместителя. Обеспеченность кадрами в лицее остается на прежнем уровне – 99,5% (для сравнения средний показатель по городу – 97%). Количественное соотношение педагогов и учащихся составляет 10/1.
Образовательный уровень педагогов лицея достаточно высокий: 56 человек имеют высшее образование (98,2%). В лицее трудятся 7 педагогов, имеющих звание «Отличник народного просвещения», 10 Почетных работников общего образования РФ, 6 педагогов, имеющих звание «Лучший учитель Российской Федерации, внедряющий инновационные технологии», 7 учителей, обладателей Грамоты Министерства образования РФ за высокий вклад в развитие образования, Заслуженный учитель России – директор Г.С. Бельман.
Подтверждение высокого профессионализма педагогов лицея – аттестация педагогических кадров. В 2012-2013 учебном году аттестовано 8 педагогов: на высшую квалификационную категорию – Антонова Е.А., Рыбникова В.И., Корзик Е.В., на первую – Парилова А.Г., Тимофеева О.В., Петрова Е.М., Косых Н.В., Емельянова А.С.
Имеют первую и высшую категорию 77% педагогов, что соответствует аккредитационным требованиям статусных учреждений (для сравнения, по образовательным учреждениям г. Братска квалификационные категории имеют 63,8% педагогических работников).
Имеют стаж работы от 2-5 лет – 1 чел. (2%), от 5-10 лет – 8 чел. (15%), 10-20 лет – 9 чел. (217%), свыше 20 лет - 35 чел (66%). Текучесть кадров на конец 2012-2013 года составила 7 чел.
Научно – методическая деятельность в лицее, как ресурс профессионального развития педагогов, регламентирована Программой развития лицея на 2009-2013гг. по теме «Реализация управления образовательным процессом на основе принципов инновационного менеджмента в образовании» и реализуется через освоение единой научно-методической темы «Управление качеством педагогических условий лицейского образования как пространства для развития компетентности лицеистов». Профессиональное развитие педагогов обеспечено Комплексной программой поддержки педагогического персонала на 2012-2017 г. «Профессионал».
Приоритетные направления внутри Программы развития:
- повышение квалификации и развитие персонала лицея, следование ценностям творчества и ответственности, доверия и командной работы, инициативы и признания достижений;
- совершенствование и развитие системы оценки труда учителя и обеспечение педагогам достойных условий для продуктивной работы;
- обеспечение высокого качества управленческого и образовательного процессов;
- разработка, создание и реализация инновационных проектов;
- укрепление престижа, репутации и имиджа лицея как надежного и компетентного партнера;
- углубление взаимодействия с региональными, национальными, международными и общественными институтами, ВУЗами, организациями в области достижения нового качества образования;
- создание и поддержание рабочей среды на основе принципа гармонизации интересов в системе отношений: учащиеся и их родители – требования потребителей образовательных услуг, педагоги – свои способности, лицей – стимулы и ресурсы;
- постоянный учет и анализ мнений и предложений сотрудников, учащихся и их родителей с последующим принятием предупреждающих и корректирующих действий.
В 2012-2013 учебном году основанием для профессионального развития явилось участие коллектива лицея в деятельности региональной Пилотной площадки по разработке модели введения ФГОС на ступени 5-9 классов.
Сформирован Координационный совет по опережающему введению ФГОС ООО и рабочая группа, создана дорожная карта, определяющая шаги педагогического коллектива в освоении ФГОС. Координационным советом проведена экспертиза готовности учреждения к введению ФГОС. Подготовлены проекты изменений Устава, должностных инструкций работников, договора с родителями, с учреждениями дополнительного образования и социальными партнерами лицея, проведена ревизия базы локальных актов, разработаны новые Положения.
Работу в направлении готовности к введению стандартов вели с родителями и Попечительским советом лицея. Проведены занятия родительского клуба по темам «Образование: кто главный?», «Учимся работать с информацией», «Смысловое чтение», «Психологические основы общения», 2 просветительских встречи в направлении ФГОС с родительской общественностью и Попечительским советом.
![]() |
![]() |
Анализ анкетирования родителей в рамках реализации ФГОС ООО показал, что положительно относятся к реализации стандарта в школе 60% родителей, отрицательно – 10%. 90% родителей подтверждают, что получают информацию о ходе введения ФГОС в лицее через сайт, от администрации и учителей. Совершенно очевидным оказался процент родителей (их 60%), кто подтвердил изменения в лицейском образовании, связанные с переходом на ФГОС (те же, что положительно относятся к ФГОС).
Значимым родители пятиклассников они считают формирование мотивации ребёнка к учёбе, понимание её смысла – 60%. Низким считаем % родителей, оценивающих высоко значение ценности здорового образа жизни – 30%, ответственности за свои поступки, эстетических потребностей, патриотизма –20%. Необходимо сформировать тематику «Родительского клуба» в этом спектре показателей.
В 2012-2013 году администрация лицея обобщила опыт лицея на заседании Координационного совета Иркутской области по теме «Реализация ФГОС ООО на основе концепции СМК в лицее», в рамках областного Совета директоров по теме «Лицейская модель управления качеством образования в условиях перехода на ФГОС».
Повышение квалификации педагогических работников лицея за три года
Критерий | В предметной области | В области ИКТ | В области ФГОС |
Число педагогов лицея, имеющих действующие удостоверения о повышении квалификации | 53 чел. (100%) |
53 чел. (100%) | 40чел. (80%) |
Год | Очное обучение | Дистанционное обучение | В области ИКТ | В области ФГОС | Сертифицирован ные семинары | Итого участий |
2009-2010 | 18 | 7 | 8 | - | 10 | 35 |
2010-2011 | 31 | 6 | 16 | 6 | 17 | 76 |
2011-2012 | 22 | 17 | 10 | 16 | 10 | 75 |
2012-2013 | 51 | 4 | 12 | 22 | 50 | 139 |
Запрос о курсовой подготовке на 2013-2014 год составили курсы в направлении ФГОС, ИКТ, управления качеством образования, курсы по предметам математика, экономика, черчение, физическая культура.
Корпоративное повышение квалификации организовано по темам: «Интерактивная развивающая среда лицея. Осмысление и пробы», «Как обустроить хорошую школу: Проектируем Программу воспитания и социализации», «Как обустроить хорошую школу: Корректируем модель школы компетенций» и др.
По данным отчетов кафедр за год работают над самообразованием 100 % педагогов, темы выдержаны в логике освоения ФГОС, 45% учителей лицея перешли на персональные программы развития.
У педагогов лицея по данным диагностики «Определение затруднений» остается резервом:
- Умение ставить цели урока (метапредметные, личностные)
- Использование интегрированных связей наук
- Разработка технологических карт урока, авторских разработок
- Составление рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС
- Введение инновационных форм воспитательной работы и Использование современных воспитательных технологий
- Составление авторской воспитательной программы.
Работа с этими затруднениями педагогического коллектива внесена в планы работы лицея на 2013-2014 учебный год.
Программно-творческая практика педагогов лицея позволила пополнить Учебный план лицея на 2012-2013 учебный год 23 новыми программами внеурочной деятельности (приложение 3).
Апробация в образовательном процессе лицея международных стандартов тестирования математической, естественнонаучной грамотности, компетентностей, личностного развития, а также учёта качественных достижений обучающихся шло в рамках сопровождения лицейской НПК «Потенциал XXI века» (руководитель Пинаева Е.П.), Компетентностной олимпиады «Новое решение» (руководитель Черемных Любовь Васильевна), Недели Науки «Креативность. Поиск. Инновации» (руководитель Антонова Е.А.), а также 7 конкурсов-площадок лицея для обучающихся города Братска (руководители Емельянова А.С. «Вокруг света», «Геофокус», Петрова Е.М. «Правовой эрудит», Кондратенко Ж.А. «Графический вернисаж», Казанцева Е.М. «“In the World of English Language», Черемных Л.В. «Компетентностная олимпиада», Чемезова Т.Ф., Конева В.Ю. «Распутинские чтения»). Результат: новые сценарии, диагностические, измерительные материалы, высокие образовательные результаты лицеистов, новый статус лицея как организатора межмуниципальной компетентностной олимпиады. Проблемой остается недостаточная включенность школ города, необходима особая рекламная кампания.
![]() |
![]() |
Заключительным шагом по реализации Программы развития и поддержке образовательного процесса стал последний, четвертый годичный инновационный проект «День инновационного менеджера в образовании», проект-менеджер Филичева И.В.
Решено было организовать пять Территорий: «Территория детства» (руководитель Мухоедова Л.В.), результат: пробы самоуправления, волонтерства, разработка новых кружков и программ внеурочной деятельности, тьюторских практик, социальное проектирование.
«Территория практики» (руководитель Филичева И.В.), результаты значимы: проектная неделя науки, успешно прошла апробация проектирования как формы промежуточной аттестации, разработано Положение о проектно-исследовательской деятельности, защите индивидуального проекта, разработаны критерии и показатели оценки проектной работы.
«Территория игры» (руководитель Фролова А.А.). Результаты: организация коммуникативных игр, на системное мышление, Эвристического марафона, ТРИЗ и познавательных игр.
«Территория поддержки» (руководитель Кулешова Ю.М). Реализовано 3 сценария Родительского клуба, разработан маршрут поддержки низкомотивированных лицеистов, в части профориентации и планирования карьеры старшеклассников организованы встречи с вузами, работа в лаборатории БрГУ, реализация нескольких встреч с успешными людьми Братска).
«Территория таланта» (руководитель Пинаева Е.П.), Результат: прошли успешно естественнонаучные студии и лаборатории; курсы при вузах и Дни студента, а также Школа молодого исследователя).
![]() |
![]() |
Поддержка и сопровождение участия педагогов в российском конкурсном движении – составляющая непрерывного развития учителя. В этом учебном году в 35 профессиональных конкурсах зарегистрировано 60 участий.
В 2012-2013 учебном году пополнился 34 разработками лицейский банк публикаций, разработок, инновационных образовательных продуктов педагогов, созданных в рамках методических мероприятий:
- Городская НПК «Федеральные государственные образовательные стандарты – инновационный ресурс развития образования г.Братска »
- I Всероссийская очно-заочная научно-практическая Интернет-конференция «Слагаемые успешного внедрения СМК»
- Всероссийская практическая конференция «Практика развития: проблемы и перспективы» (г. Красноярск)
- Всероссийская НПК «Современный учебно-воспитательный процесс»
- XI Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций
- Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». Педагогический марафон «Наша новая школа» Центр дополнительного образования «Снейл»
- Региональная научно-практическая конференция «ФГОС: точка отсчета», которая была организована Центром научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС
Публикации по обобщению и распространению опыта педагогов
год | Публикации / уровни | В сети Интернет | |||
Всего | Муниципальный | Региональный | Всероссийский | ||
2009-2010 | 13 | 1 | 2 | 10 | 15 |
2010-2011 | 28 | 1 | 3 | 24 | 38 |
2011-2012 | 24 | 1 | 3 | 21 | 11 |
2012-2013 | 30 | 5 | 3 | 22 | 9 |
ИТОГО | 95 | 8 | 11 | 77 | 73 |
Более подробно о публикациях опыта лицея на российском уровне в приложении 4, публикациях методических сборников кафедр, утвержденных НМС МБОУ «Лицей № 2» в приложении 5.
Эффективность деятельности лицея по Программе развития была подтверждена участием учреждения в профессиональных конкурсах
Год | Число мероприятий | Число призовых мет |
2009-2010 | 2 | 1 |
2010-2011 | 3 | 3 |
2011-2012 | 10 | 5 |
2012-2013 | 10 | 8 |
№ | Вид, название конкурса | Результат |
1 | Форум «Образование Братска -2012» «Лучшее общеобразовательное учреждение города Братска» | Победитель |
2 | Форум «Образование Братска -2012» «Лучший сайт общеобразовательного учреждения города Братска» | Победитель |
3 | Форум «Образование Братска -2012» «Лучший фильм» | Лауреат |
4 | Конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2012» | Лауреат |
5 | Образование Приангарья -2013 Конкурс «Лучшее учреждение образования Иркутской области» | Победитель |
6 | III Международный Конкурс «Школа высоких достижений» ("Международный Центр практической психологии", г. Омск) | Победитель |
7 | Методическая служба – формула успеха». «Лучший организатор методических недель» («Дрофа») | Лауреат |
8 | Методическая служба – формула успеха». «Технология организации конференций, круглых столов» («Дрофа») | Лауреат |
9 | Конкурс творческих коллективов на премию Губернатора Иркутской области «Проект развития образовательного учреждения в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (сентябрь 2012) | Участник |
10 | Конкурс творческих коллективов на премию Губернатора Иркутской области «Проект развития образовательного учреждения в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (март 2013) | Участник |
По данным муниципального рейтинга методической активности образовательных учреждений лицей № 2 в течение пяти последних лет стабильно занимает лидирующую позицию.
Экспериментальная деятельность лицея по теме «Организационно-педагогические условия управления образовательным процессом в лицее на основе стандартов СМК в образовании» в мае 2013 года успешно завершена: экспериментально доказана эффективность внедрения в жизнедеятельность лицея принципов менеджмента качества.

Уровень совершенства на входе – 3-4 - воспроизводимость, способность на выходе 7-8 – внутренняя эффективность системы.
Мониторинг запросов, возможностей и удовлетворенности педагогического персонала лицея в направлении НМР показал, что
- Устраивает работа кафедры и личное участие в ней (средний балл 3,4 из 4)
- У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности (3,6)
- Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать (3,2)
- Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск (3,5)
- Созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства (3,5 из 4).
- Достижение ожидаемых руководством школы результатов инновационной работы не требует от учителей чрезмерного напряжения (2 из 4)
Последние данные демонстрируют напряжение учителя в режиме опережающего введения ФГОС в МБОУ «Лицей № 2», отсутствие постоянных положительных эмоций, влияние на авторитет учителя показателей его труда, однако дополнительные исследования подтверждают принятие коллективом интенсивного режима работы, ценностно-зрелые ориентации, здоровые амбиции коллектива, возможность профессионального и карьерного роста при инновационной работе, т.о., предусмотрена индивидуальная психологическая помощь, «разгрузочные» дни и сессии педагогов, разработан комплекс досуговых и оздоровительных мероприятий.
Среди барьеров, препятствующих нашему успеху, выявили завышенные требования к содержанию инноваций и ожидания от их реализации, убеждение части педагогов, что эффективно учить можно и по-старому, чувство страха перед отрицательными результатами.
Факторами, поддерживающими успех, в лицее являются система материальных стимулов, методическая помощь, доброжелательные, дружеские отношения всех членов коллектива.
Программа развития позволила достичь хороших результатов, развить внутренние ресурсы лицея и участников образовательного процесса.
В плане на 2013-2014 год будут выделены блоки:
- освоение ООП ООО ФГОС (новая рабочая группа, новые практики, упор на воспитание и психологическую поддержку пятиклассников, работа с педагогами города и региона),
- проектирование коллективом новой Программы развития (внедрение ФГОС на основе принципов СМК в образовании) и новой программы инновационного проектирования,
- научно-методическое сопровождение инновационного проекта «Школьная Лига «Роснано» (г. С-Петербург),
- инициация работы ПТГ («Компетентность», «Стандарт2», НОЛ «Вектор», «Маркетинг», «Траектория успеха», «Медиапроект»),
- сопровождение и развитие вновь прибывших педагогов.