Публичный доклад
Часть 9. Состояние здоровья учащихся
Учебно-воспитательный процесс в лицее интенсифицирован, что требует от детей значительных физических и психических усилий. Важнейшая задача Лицея – обеспечить качество образования и сохранить при этом здоровье детей.
Современные требования системы образования и масштабы проблем охраны здоровья детей диктуют создание целостного учебно-воспитательного процесса направленного на сохранение здоровье обучающихся: необходимо концентрировать и координировать усилия всех субъектов образовательной среды, опираясь на антропологию, психологию, педагогику, медицину, гигиену, статистику.
Работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ должна проходить через преподавание всех предметов учебного плана, через целенаправленную работу классных руководителей, через регулярные массовые воспитательные мероприятия как в классах, так и в рамках общелицейских мероприятий (забота учителей физического воспитания). Профилактика соматического здоровья лицеистов и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение физического здоровья – забота медицинского работника Лицея, а контроль психологического здоровья детей в учебной деятельности и создание системы комплексной помощи детям по школьным проблемам – забота и обязанность психологической службы Лицея.
В системе проводятся мероприятия по повышению уровня здоровья, адаптационных и функциональных возможностей детей. Главная роль в этом принадлежит квалифицированным медицинским работникам: врачу – педиатру Дедовой Т.Е., фельдшерам Спиченко С.Г., Хохряковой В.М., массажисту Голенок М.А., медсестре бассейна Самодуровой Г.В., инструктору по плаванию Крыловой Е.В. Медицинские работники постоянно контролируют выполнение требований СанПиН за условиями обучения учащихся, организуют контроль за санитарным состоянием классов, туалетов, режимом освещения, температурным режимом, контроль за проведением влажных уборок, технологии приготовления пищи, контроль за прохождением персоналом медицинских осмотров. Фельдшеры проводят плановые профилактические прививки, медицинские осмотры.
В 2012 году медосмотры прошли дети 1996 г.р. - 92 человека, 1998 г.р. – 85 чел., 1995 г.р. – 82 чел.
Среди них выявлены заболевания:
Заболевание | Кол-во человек | 1998 год рождения | 1995 год рождения |
Снижение зрения | 51 | 32 | 45 |
Заболевание почек | 3 | 3 | 2 |
Заболевание желудка | 6 | 5 | 10 |
Бронхиальная астма | 4 | 8 | 8 |
Увеличение щитовидной железы | 8 | 7 | 5 |
Хирургические заболевания | 2 | 3 | 4 |
Плоскотопие | 6 | 9 | 21 |
Нарушение осанки | 3 | 9 | 24 |
Сколиоз | 5 | 7 | |
Заболевание ЦНС | 7 | 13 | 7 |
Вегето-сосудистая дистония | 8 | 8 | 12 |
Гинекологические заболевания | 4 | 4 | 4 |
Прочие | 38 | 31 | 27 |
Всего | 145 | 132 | 176 |
Статистические данные говорят о росте заболевания детей по мере взросления. Большая часть детей имеет несколько серьезных заболеваний. Особенно прогрессирует:
- нарушение осанки и сколиоз,
- снижение зрения,
- вегето–сосудистые заболевания,
- заболевания ЦНС.
Динамика заболеваний детей от 5 класса до 11класса резко отрицательная:
- 5 классы – 7 учащихся состоят на диспансерном учете;
- 6 классы – 10 чел.;
- 7 классы – 16 чел.;
- 8 классы – 24 чел. (8а - 12);
- 9 классы – 38 чел. (9а - 16);
- 10 классы – 32 чел. (10а - 15);
- 11 классы – 38 чел. (11а - 15).
В течение учебного 2012 – 2013 учебного года с жалобами на здоровье к врачу обратилось 1026 чел. (в прошлом учебном году 1472 обращений).
Главные причины обращений: головные боли, боли в животе, неврозы, обмороки, простуда.
Медицинскими работникам учреждения были проведены профилактические оздоровительные мероприятия в рамках программы «Здоровье»:
- профилактические поддерживающие процедуры для учащихся 5-х классов «Адаптация» - 106 человек;
- оздоровительные мероприятия для учащихся с диагнозом «Астма» - 30 человек;
- Программа «Экзамены без стресса» - 76 человек;
- группа «Здоровье» (Крылова Е.В.) – постоянно занимались 50 учеников (5 – 6 классы);
- лечебный и профилактический массаж (Голенок М.А.) – получили 120 человек;
- физиолечение получили 89 человек.
Психологическая помощь обучающимся оказывалась через реализацию программ «Мир моих эмоций», «Общение», «Самоопределение 6 – 11 классы».
Как и в прошлом учебном году не поддерживались медицинские программы психологическим сопровождением. Не было адресной помощи отдельным детям с проблемами социализации в 5-х классах, не была скорректирована работа медиков и психологов по оказанию помощи выпускникам в подготовке к итоговой аттестации. Об этом говорят опросы лицеистов (11 класс). На вопрос «Какая ваша проблема так и осталась нерешенной?» 3 место занимает страх перед экзаменами, 4 место – ухудшение состояния здоровья.
Необходимо:
- Максимально включить учителей физической культуры и классных руководителей в деятельность, направленную на формирование основ ЗОЖ и физического совершенствования, организацию разнообразных форм соревновательной и физкультурной деятельности, способствующих совершенствованию индивидуальных физических и психологических способностей самосознания, саморазвития и самореализации.
- Провести месячник «Здоровье – главная ценность в жизни».
- Усилить работу по воспитанию негативных отношений к вредным привычкам.